Бронированный робот Crusher — вездеход для армии США
Crusher — интересная разработка Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) для армии США. Это дистанционно управляемый гибридный вездеход, на который устанавливаются системы разведки и ведения огня.
Разработан в середине двухтысячных годов. По заказу агентства DARPA сотрудники Университета Карнеги-Меллон создали универсальную роботизированную платформу на колесном ходу. Предполагалось, что этот аппарат в перспективе можно будет использовать для выполнения различных задач в реальной обстановке или, как минимум, взять за основу для новых разработок.
Бронированный робот Crusher получился довольно большим (длина более 5 метров и высота около 1,5 м) и достаточно тяжелым – максимальный снаряженный вес примерно равен 6 тоннам. При этом собственная масса платформы более чем в два раза меньше: дело в том, что ввиду экспериментального характера проекта американские конструкторы сделали броню отдельным элементом комплекса. В результате «Крашер» может перевозить до 3600 кг брони и груза. Собственно корпус дистанционно управляемой машины выполнен по каркасной схемой из титана (каркас), алюминия (большинство деталей обшивки) и стали (бамперы и т.д.).
Подвижность аппарата Crusher обеспечивается оригинальной ходовой частью с шестью колесами, каждое из которых имеет независимую подвеску. Помимо обеспечения амортизации подвеска может изменять клиренс машины от нуля до 75 см. Предполагается, что с помощью изменения клиренса «Крашер» или аппарат на его основе сможет «проползать» под препятствиями или проезжать над ними. Естественно, при условии, что препятствие имеет соответствующий размер.
В ступице каждого колеса расположен тяговый электромотор мощностью около 250 л.с. Таким образом, суммарная мощность всех моторов равняется 1680 л.с. Электроснабжение электрических двигателей осуществляется при помощи аккумуляторов и генератора мощностью до 58 киловатт. Последний приводится в действие 72-сильным дизелем. Вариант с электротрансмиссией был выбран для обеспечения наименьшей шумности передвижения: при необходимости оператор выключает гремящий дизель и использует заряд батарей.
В зависимости от нагрузки, условий местности и других факторов дальность поездки на одной подзарядке аккумуляторов может находиться в пределах от 3 до 16 километров со скоростью до 42 км/ч. При соблюдении некоторых условий Crusher может осуществлять непрерывный марш, попеременно заряжая аккумуляторы и используя их, до выработки запаса горючего.
На борту колесного «Крашера» имеется комплекс аппаратуры, позволяющий собирать всю необходимую для управления информацию. Прежде всего, это видеокамеры, в поле зрения которых попадает почти вся передняя полусфера. Также в стандартную комплектацию машины входит несколько лазерных дальномеров, акселерометры, гироскопы и т.д. Вся телеметрическая информация по радиоканалу передается на пульт управления.
Оператор робота Crusher работает с органами управления, в большинстве случаев полностью идентичными соответствующим агрегатам автомобилей. Видеосигнал и данные о скорости, ориентировании и т.п. выводятся на шесть мониторов. Собственно управление осуществляется при помощи руля, педалей и некоего подобия ручки коробки передач.
В программном обеспечении «Крашера» предусмотрено несколько алгоритмов автономной работы. В случае потери управляющего сигнала или по желанию оператора машина в автоматическом режиме может проехать в заданную точку, самостоятельно преодолевая препятствия. В качестве конечной точки может быть выбрана, к примеру, база, куда Crusher вернется в случае проблем со связью.
В ходе завершающей стадии проектирования робот «Крашер» получил оружейную башню с крупнокалиберным пулеметом и комплекс разведки. Во втором случае на стандартное посадочное место для дополнительного вооружения была установлена небольшая поворотная башня с телескопической штангой, оснащенной видеосистемой наблюдения и лазерным оборудованием измерения и целеуказания.
По вполне понятным причинам, Crusher был построен в количестве нескольких экземпляров и использовался только как платформа для отработки новых технологий. Этот шаг был правильным, ведь уже на ранних стадиях проверки было обнаружено огромное количество проблем, прежде всего, с программным обеспечением и совместной работой различных систем. Тем не менее, к концу двухтысячных годов проект Crusher был доведен до ума и стал основой для других разработок.