Греческий огонь
«Греческий огонь» – одна из самых притягательных и волнующих загадок Средневековья. Это таинственное оружие, обладавшее удивительной эффективностью, состояло на вооружении Византии и на протяжении нескольких веков оставалось монополией могучей средиземноморской империи. Как позволяет судить ряд источников, именно «греческий огонь» гарантировал стратегическое преимущество византийского флота над морскими армадами всех опасных соперников этой православной сверхдержавы Средневековья.
Первый достоверный случай выбрасывания зажигательного состава из трубы зафиксирован в битве при Делии (424 г. до н.э.) между афинянами и беотийцами. Точнее сказать, не в самой битве, а во время штурма беотийцами города Делий, в котором укрылись афиняне.
Использованная беотийцами труба представляла собой полое бревно, а горючая жидкость, предположительно, была смесью сырой нефти, серы и масла. Смесь выбрасывалась из трубы с достаточной силой, чтобы заставить гарнизон Делия спасаться от огня и тем самым обеспечить беотийским воинам успех в штурме крепостной стены.
В эллинистическую эпоху был изобретен огнемет, который, однако, метал не горючий состав, а чистое пламя вперемежку с искрами и угольями. Как явствует из подписей к рисунку, в жаровню засыпалось топливо, предположительно древесный уголь. Затем при помощи мехов начинал нагнетаться воздух, после чего с оглушительным и страшным ревом из жерла рвалось пламя. Скорее всего, дальнобойность этого устройства была невелика – метров 5-10.
Впрочем, в некоторых ситуациях эта скромная дальнобойность не кажется столь уж смехотворной. Например, в морском бою, когда корабли сходятся к борту борт, или во время вылазки осажденных против деревянных осадных сооружений противника.
Настоящий «греческий огонь» появляется в раннем Средневековье. Он был изобретен Каллиником, сирийским ученым и инженером, беженцем из Гелиополя (совр. Баальбек в Ливане). Византийские источники указывают точную дату изобретения «греческого огня»: 673 г. н.э.
«Жидкий огонь» извергался из сифонов. Горючая смесь горела даже на поверхности воды.
«Греческий огонь» был веским аргументом в морских сражениях, поскольку именно скученные эскадры деревянных кораблей представляют собой превосходную цель для зажигательной смеси. И греческие, и арабские источники в один голос заявляют, что действие «греческого огня» было просто-таки ошеломительным.
Точный рецепт горючей смеси остается загадкой по сей день. Обычно называются такие вещества как нефть, различные масла, горючие смолы, сера, асфальт и – обязательно! – некий «секретный компонент». Наиболее адекватным вариантом видится смесь негашеной извести и серы, которая загорается при соприкосновении с водой, и каких-либо вязких носителей наподобие нефти или асфальта.
Впервые трубы с «греческим огнем» были установлены и опробованы на дромонах – основном классе византийских боевых кораблей. При помощи «греческого огня» были уничтожены два больших арабских флота вторжения.
Византийский историк Феофан сообщает: «В год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащенные Греческим огнем, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе.»
Вторая попытка была предпринята арабами в 717-718 гг.
«Император подготовил огненосные сифоны и поместил их на борту одно- и двухпалубных кораблей, а потом выслал их против двух флотов. Благодаря Божьей помощи и через заступничество Его Пресвятой Матери, враг был наголову разбит.»
Позднее, в X веке, византийский император Константин VII Порфирогенет, так описывал это событие: «Некто Каллиник, перебежавший к ромеям из Гелиополя, приготовил выбрасываемый из сифонов жидкий огонь, сжегши которым у Кизика флот сарацинов, ромеи одержали победу».
Другой византийский император, Лев VI Философ, приводит такое описание греческого огня: «Мы владеем различными средствами – как старыми, так и новыми, чтобы уничтожить вражеские суда и людей, сражающихся на них. Это огонь, приготовляемый для сифонов, из коих он мечется с громовым шумом и дымом, сжигающий суда, на которые его направляем.»
Сифоны, как принято считать, изготовлялись из бронзы, а вот как именно они метали горючий состав – неизвестно. Но легко догадаться, что дальнобойность «греческого огня» была более чем умеренной – максимум 25 м.
Не вызывает сомнений, что со временем арабы поняли: психологическое воздействие греческого огня куда сильнее, чем его реальная поражающая способность. Достаточно выдерживать дистанцию с византийскими кораблями около 40-50 м. Что и было сделано. Однако «не приближаться» в отсутствие эффективных средств поражения означает «не воевать». И если на суше, в Сирии и Малой Азии, византийцы терпели от арабов одно поражение за другим, то Константинополь и Грецию благодаря кораблям-огненосцам христианам удалось удерживать в течение долгих веков.
Известен и ряд других прецедентов успешного использования «жидкого огня» византийцами для обороны своих морских рубежей.
В 872 году ими было сожжено 20 критских кораблей (точнее сказать, корабли были арабскими, но оперировавшими с захваченного Крита). В 882 году огненосные византийские корабли (хеландии) снова нанесли поражение арабскому флоту.
Также следует заметить, что византийцы с успехом применяли «греческий огонь» не только против арабов, но и против русов. В частности, в 941 г. при помощи этого секретного оружия была одержана победа над флотом князя Игоря, который подошел непосредственно к Константинополю.
Подробный рассказ об этой морской битве оставил историк Лиутпранд Кремонский:
«Роман [византийский император] велел прийти к нему кораблестроителям, и сказал им: «Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались [дома]. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам».
Итак, когда хеландии были оснащены согласно его приказу, он посадил в них опытнейших мужей и велел им идти навстречу королю Игорю. Они отчалили; увидев их в море, король Игорь приказал своему войску взять их живьем и не убивать. Но добрый и милосердный Господь, желая не только защитить тех, кто почитает Его, поклоняется Ему, молится Ему, но и почтить их победой, укротил ветры, успокоив тем самым море; ведь иначе грекам сложно было бы метать огонь.
Итак, заняв позицию в середине русского [войска], они [начали] бросать огонь во все стороны. Руссы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне. Одни, отягощённые кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу. Ведь корабли руссов из-за своего малого размера плавают и на мелководье, чего не могут греческие хеландии из-за своей глубокой осадки.»
Историк Георгий Амартол добавляет, что разгром Игоря после атаки огненосных хеландий довершила флотилия других боевых византийских кораблей: дромонов и триер.
На основании этого ценного признания можно сделать предположение относительно организационной структуры византийского флота X века. Специализированные корабли – хеландии – несли сифоны для метания «греческого огня», поскольку, надо полагать, считались менее ценными (чем дромоны и триеры), но более конструкционно приспособленными для этой функции.
В то время как крейсерами и линкорами византийского флота были дромоны и триеры – которые сражались с неприятелем в классической для всей эпохи допороховых парусно-весельных флотов манере. То есть посредством тарана, обстрела различными снарядами из имеющихся на борту метательных машин и, если требовалось, то абордажем, для чего располагали достаточно сильными отрядами бойцов.
Позднее византийцы использовали «греческий огонь» против русов как минимум еще один раз, в ходе Дунайской кампании князя Святослава, сына Игоря («Сфендослава, сына Ингора» у историка Льва Диакона). В ходе борьбы за болгарскую крепость Доростол на Дунае византийцы блокировали действия флота Святослава при помощи огненосных кораблей.
Вот как описывает этот эпизод Лев Диакон: «Тем временем показались плывущие по Истру огненосные триеры и продовольственные суда ромеев. При виде их ромеи несказанно обрадовались, а скифов охватил ужас, потому что они боялись, что против них будет обращен жидкий огонь. Ведь они уже слышали от стариков из своего народа, что этим самым «мидийским огнем» ромеи превратили в пепел на Евксинском море огромный флот Ингора, отца Сфендослава. Потому они быстро собрали свои челны и подвели их к городской стене в том месте, где протекающий Истр огибает одну из сторон Дористола. Но огненосные суда подстерегали скифов со всех сторон, чтобы они не могли ускользнуть на ладьях в свою землю.»
Использовали византийцы греческий «огонь» и при обороне крепостей. Так, на одной из миниатюр «Хроники» Георгия Амартола из тверского списка (нач. XIV в.), хранящейся в московской Государственной библиотеке имени В.И.Ленина, можно видеть изображение воина с огнемечущим сифоном в руках.
Далее, известно, что в 1106 году «греческий огонь» был применён против норманнов во время осады последними Дураццо.
«Греческий огонь» применялся и против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1202-1204). Что, впрочем, не спасло Константинополь – он был взят крестоносцами и подвергнут чудовищному разорению.
Секрет приготовления греческого огня хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт изготовления греческого огня был утерян.
Последнее упоминание об использовании греческого огня относится к осаде Константинополя в 1453 году Мехмедом II Завоевателем: греческий огонь тогда применяли как византийцы, так и турки.
После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, греческий огонь потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.