СССР — родина боевых «мехов»
45 лет назад в Советском Союзе конструировали двуногие военные шагоходы
… Плотный туман окутал позиции, окопавшихся в небольшом селе банды боевиков. Было сыро и холодно. Большая часть отряда грелась в оставленных «мирняком» домах. Лишь часовые зябко ежились в неуютных окопах. Каждые полчаса они выходили на связь и докладывали об обстановке. Пользуясь тем, что молочная завеса тумана до придела сократила видимость, некоторые даже рискнули закурить. Но разве сигареты спасут от холода.
Все в думали: скорей в дома, к горячим, потрескивающим поленьями печкам. Поскольку обложившие со всех сторон село российские войска регулярно прогревали двигатели боевой техники, со временем никто из боевиков уже не стал обращать на это внимание. Так и сейчас, где-то в глубине позиций взвыли моторы нескольких БТРов. Часовые на несколько секунд напряглись, но, поняв, что звуки не приближаются, снова расслабились.
И тут буквально в нескольких метрах от окопов послышался странный шум, похожий на жужжание электробритвы, и какой-то непривычный лязг. Выглянувший из окопа боевик застыл в изумлении, из его широко разинутого рта под ноги упал уголек сигареты. На него двигалось непонятное двуногое чудовище. Оно было окрашено в трехцветный камуфляж и сильно измазано грязью. Во лбу террориста отразилась красная точка лазерного целеуказателя. Еще секунда и часовой рухнул на глинистое дно окопа.
С разных сторон село атаковало полторы сотники боевых шагоходов. Неизвестные ранее машины привели к панике в стане боевиков. Через час, те, кто не пал под пулеметными очередями боевых мехов, сдались федеральным войскам…
Примерно так могли бы развиваться события, если бы в жизнь были воплощены замыслы советских инженеров.
Ну а теперь, от фантастики — к реальным фактам. В первой половине 60-х годов советские конструкторы выступили с предложением создать для наших пехотинцев одноместные, передвигающиеся на двух ногах, боевые машины.
Одеть в индивидуальную броню людей предложили сотрудники известного всем, кто имел хоть какое-то отношение к танковой тематике, научно-исследовательского института НИИ-100 (впоследствии в 1966 году он был переименован в НИИ «Трансмаш»).
Как вспоминает начальник отдела в УНТК ГБТУ (1966–1986), полковник в отставке Григорий Борисович Пастернак, трудно сейчас сказать, как далеко продвинулись в те годы конструкторы, он всего лишь видел описание в машинописном виде, там же были схемы этого боевого средства.
Костюм весом около пятисот килограммов внешне был чем-то средним между средневековыми рыцарскими доспехами и скафандром советского космонавта. «Руки» заменяли пулемет и противотанковое оружие с соответствующим боекомплектом. Все оружие могло свободно перемещаться в передней полусфере.
Двигаться этот «железный человек» должен был при помощи компактного двигателя внутреннего сгорания небольшой мощности.
Все бы хорошо, но в конструкции были изъяны. У проекта боевого шагохода отсутствовала вертикальная стабилизация, соответственно устойчивость обещала быть неважнецкой. Если машина, не дай Бог, по какой-либо причине легла бы, допустим, на бок, на спину или «лицом» вперед, то она так и осталась бы лежать. Средств аварийного подъема не было.
На модели «меха» не предусмотрели и установку средств связи, поэтому совершено не понятно, как собирались управлять подразделениями таких машин.
Так что, по мнению Григория Борисовича, такой шагоход совершенно не вписывался в сухопутные войска 60-х годов XX века.
По концепции тех лет, фронтам и армиям предстояло вести широкомасштабные боевые действия со значительным использованием ядерного оружия. В подобной войне такой вот «мех» — не жилец. По живучести он уступал бы не только средним и тяжелым танкам, но даже БМП и бронетранспортерам.
А вот для сил правопорядка такой механический комплекс прекрасно бы подошел, например, обезвреживания вооруженных террористов. Но в те годы таковых не было. И никто не мог тогда представить, что у нас появятся оснащенные по последнему слову военной техники многочисленные бандитские формирования.
В любом случае, несмотря на несовершенство данной разработки (в конце концов, разработали бы и стабилизация и снабдили бы средствами связи, стоило лишь задаться целью), советские конструкторы сумели на десятилетия опередить время. Сейчас, как известно, создание боевых шагоходов занимает умы не только фантастов и разработчиков компьютерных игр, но и создателей настоящих боевых систем. И в данном случае, СССР был «впереди планеты всей».