В 1969-м году инженеры И. Берлин и В. Корчагин, работавшие по морской тематике в КБ главного…

В 1969-м году инженеры И. Берлин и В. Корчагин, работавшие по морской тематике в КБ главного конструктора Р. Бартини, провели инициативную разработку концепции корабельного самолёта вертикального взлёта и посадки КОР-70. В это же время на вооружение авиации флота был принят Як-38. В. Корчагин вспоминает: Мы знали позицию многих из авиации флота, в том числе Александра Николаевича Томашеского, заместителя главкома ВМФ. Как ударный самолёт на небольшие расстояния с небольшой боевой нагрузкой этот «Як» может пригодиться. Но вертикальный взлёт — огромная трата топлива и, как следствие, малый радиус действия, малая боевая нагрузка. Мы предложили такую концепцию. Более 80% времени по сезону состояния моря позволяет взлетать самолёту с воды, как гидросамолёту, не тратя на подъём керосин в огромных количествах, не переразмеривая в несколько раз мощность двигателей. Мы задумали машину, которая, в случаи необходимости, могла взлетать с палубы вертикально, а остальное время, это будет 80% времени по сезону, она может быть спущена краном на воду и взлетать обычным способом. Предложенная схема самолёта позволяла наиболее уверенно скомпоновать убирающиеся поплавки, подъёмные и маршевыми двигатели, сохранив необходимые габариты грузового отсека и объёмны для размещения экипажа, топлива и оборудования. Одной из изюминок проекта было то, что подъёмные двигатели предполагалось выполнить блочными, с возможностью достаточного быстрого демонтажа в условиях базирования на корабле. СВВП в конце 1960-х практически находились на стадии постройки экспериментальных образцов. Области применения их ещё не определились. В то время требовали проверки утверждения о так называемой «безаэродромности» СВВП и их способность конкурировать с самолётами повышенной проходимости, которые не требуют дорогих и уязвимых бетонных полос и эксплуатируются с грунта. Ещё не был решён спор, должен ли СВВП взлетать и садиться только по вертикали или с разбегом и пробегом. Исследования аналогичных схем позволяли ожидать, что заявленные данные самолёта могли быть реализованы. Увы, проект самолёта не был проработан подробно, сделали только заявку на разработку аванпроекта. Министерство авиационной промышленности отнеслось к нему традиционно: «Что ещё за конструкторы там выскакивают и лезут не в своё дело?». Проект был похоронен, хотя моряки проявили к нему интерес. Они видели в нём рабочую лошадку, каким например был Ан-2. Неприхотливый, непрожорливый, но располагающий возможностью взлетать вертикально. Схему самолёта предполагалось сделать, как у ВВА-14, апробированную в ЦАГИ, плюсообразное крыло: развитый центроплан, горизонтальное и вертикальное однокилевое оперение и маршевые двигатели в бортовых отсеках. Бортовые отсеки формировались как аэродинамическое завершение центроплана крыла, у плюсообразной схемы крыла, центроплан имеет концевую хорду в 4-5 раз больше, чем хорда консоли крыла, и надо было обеспечить более менее аэродинамическую сопрягаемость. При базировании на кораблях этот самолёт не будет требовать каких-либо специально подготовленных площадок, он вполне вписывался в вертолётные площадки, которые к тому времени имели практически все крупные суда ВМФ. Но по своим скоростным характеристикам и дальности этот самолёт должен был превосходить все имеющиеся и разрабатывающиеся вертолёты. Самолёт предполагалось оснастить четырьмя сьёмными подъёмными двигателями РД-36-35Ф, установленными попарно в продолговатом фюзеляже спереди и сзади. В качестве подъёмно маршевых — два АЛ-25 оснащённых поворотными соплами. Крылья предполагалось сделать складными. В качестве посадочных устройств — специальные поплавки, предназначенные для посадок и на сушу (корабль). Внутри фюзеляжа предполагалось разместить грузовой отсек размерами 5м.x2м.x1.5м. Его предполагалось использовать для транспортировки 10-12 десантников, или в качестве грузового для 1 тоны груза, или для транспортировки и установки буёв. Расположение пилотов бок-о-бок делало его пригодным для учебных полётов.

Добавить комментарий
* Все комментарии проходят модерацию