Tatra 813 («осьминог», «колосс»).

Tatra 813 («осьминог», «колосс»).

Tatra 813 — тяжёлый грузовой автомобиль военного назначения чехословацкого производства, который с 1967 по 1982 гг. производила фирма «Татра». Подавляющее их большинство было предназначено для поставок в армию как самой Чехословакии, так и других стран — участниц Варшавского договора. Конструктивно машина представляла собой типично «татровскую» схему — в основе конструкции традиционная для Tatra хребтовая рама, представляющая собой трубу, внутри которой располагаются элементы трансмиссии (такая рама очень хорошо сопротивляется изгибу и кручению, а также позволила сделать шасси модульным — выпускались машины с разной колёсной базой и количеством осей), независимая подвеска качающихся полуосей мостов, дизельный двигатель воздушного охлаждения. Колёса всех осей были односкатными, с централизованной системой подкачки шин. В качестве силового агрегата выступал двигатель T-930 — многотопливный дизель V12 c воздушным охлаждением, который был дальнейшим развитием восьмицилиндрового мотора T-928, ставившегося на Tatra T138. Машину оборудовали узлом отбора мощности, снимавшейся с переднего конца коленчатого вала и служившей для привода различных устройств и приспособлений (например бульдозерного отвала). На Т813 использовали 5-ступенчатую КП с синхронизацией всех передач (за исключением первой) с делителем на входе. Управление переключением ступеней в дополнительной коробке было электропневматическое с помощью рычажка, установленного на рычаге переключения передач в основной коробке. Кроме того, в трансмиссию входил входил 2-ступенчатый планетарный редуктор, установленный в раздаточной коробке. Первая ступень служила для прямой передачи (буксировки прицепов и движения в сложных условиях), вторая была ускоряющей (движение в нормальных условиях). Управление переключением передач было механическое, рычагом расположенным под сиденьем водителя. Таким образом всего грузовик имел 20 передач для движения вперёд и 4 для заднего хода. В приводе ведущих мостов применялись планетарные редукторы, уменьшавшие нагрузку на трансмиссию и повышавшие тяговое усилие. Благодаря высокому числу ступеней и высокой мощности двигателя Tatra-813 могла буксировать тяжелые прицепы, а при их отсутствии развивала на асфальте высокую скорость. Осевые и межосевые дифференциалы (всего семь) можно было блокировать, что повышало проходимость машины. Впервые на автомобиле Tatra применили систему изменения давления в шинах, тахограф и систему подъема полуоси при повреждении колеса, позволявшую машине продолжать движение. Автомобиль оборудовался четырьмя независимыми тормозными системами. Четырёхдверная кабина бескапотного Т813 крепилась к раме шестью болтами и была рассчитана на длительную перевозку 7 человек. Положение анатомических сидений регулировалось в широких пределах, вплоть до двух спальных мест. На капоте двигателя был установлен столик. Под задними сиденьями находилась отопительно-вентиляционная установка с жидкостным отопителем. Автомобиль также был оборудован лебёдкой с максимальным тяговым усилием в 17,5 т.с. Tatra-813 преодолевала подъем свыше 100% и вертикальные препятствия высотой до 600 мм. При движении по асфальту тягач мог буксировать за собой прицеп массой до 100 тонн, при движении по пересеченной местности — до 12,0 тонн. Клиренс равнялся 380 мм. Помимо военных модификаций (шасси под установки залпового огня «Град», механизированных мостов и т.д.) были также и гражданские модификации с разной колёсной формулой (автокраны, балластные тягачи и т.д.). Всего было сделано 11 751 экземпляр Т813, часть из них была поставлена в СССР. В дальнейшем на замену машинам семейства Т813 пришли машины из нового семейства Т815.

Технические характеристики модификации с колёсной формулой 8×8:
Габариты и масса:
длина/ширина/высота, мм 8800/2500/2750
колёсная база, мм 1650+2200+1450
колея передняя/задняя, мм 2050/2000
дорожный просвет, мм 380
снаряжённая масса, кг 14000
масса прицепа, кг 12000
грузопод. на грунте, кг 8200
Двигатель и трансмиссия:
кол-во цилиндров 12
раб. объём, см³ 17640
макс. мощность, л.с.@об/мин 250@2000
макс. крут. мом., Н м@об/мин 960@1200
степень сжатия 16,5
сцепление трёхдисковое
кол-во передач, вперёд/назад 20/4
размер шин, дюймы 15,00-21
Эксплуатационные показатели:
средний расход топлива, л/100 км 42
скорость, км/ч 80
глубина преодолеваемого рва или брода, мм 1400

Добавить комментарий
* Все комментарии проходят модерацию