Советская торпеда с ядерным зарядом:

Советская торпеда с ядерным зарядом:
Т-5 / Т-V / 53-58 / изделие 233

Прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор») начиная с октября 1953 г. Главный конструктор торпеды — А.М.Борушко; по данным ЦНИИ «Гидроприбор» и Колядина — В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов. Ядерный заряд РДС-9 разрабатывался в КБ-11 Минсредмаша СССР под руководством Ю.Б.Харитона. Боевая часть заряда, автоматика — разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11, главный конструктор — Н.Л.Духов. Первое испытание заряда РДС-9 проводилось на Семипалатинском полигоне 19 октября 1955 г. (?) — испытание не состоялось — взрыв инициирующего ВВ не вызвал реакции деления ядерных материалов (впервые в отечественной истории ядерных испытаний).

При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала «мешок», преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части — от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах. По Постановлению СМ СССР от 13.04.1955 г. на полигоне Новая земля 21 сентября 1955 г. проведено испытание ядерного боевого зарядного отделения торпеды Т-5 (глубина 12 м, БЗО опущено с тральщика пр.253Л).

Торпеда Т-V представляла из себя доработанную торпеду 53-57. Главный конструктор — Г.И.Портнов.

Государственные испытания торпед Т-5 состоялись в 1957 г. Программа испытания включала в себя два пристрелочных выстрела торпедами без специальной БЧ, один выстрел со специальной БЧ без делящихся материалов («контрольная комплектация») и один выстрел с полностью снаряженной ядерной БЧ. Глубина подрыва планировалась — 35 м (на раннем этапе планирования — 25 м). Один выстрел из первых трех оказался неудачным. Cтрельбу ядерной торпедой в боевом снаряжении осуществила ПЛ пр.613 С-144 73-го отдельного дивизиона ПЛ Северного флота. Выстрел был произведен на полигоне Новая Земля 10 октября 1957 г. с перископной глубины с подрывом на глубине 35 м, дальность хода — 10 км, скорость торпеды 40 уз, отклонение торпеды — 130 м, видимость — 20 км, температура воздуха -6 град.С.

Торпеда принята на вооружение ВМФ СССР в 1958 г. Торпеды выпускались малыми сериями для Тихоокеанского и Северного флотов на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) до конца 1960 г. Контрольные испытания торпед проводились на Тихом океане в июне 1960 г. в инертном снаряжении. В конце 1960 г. на вооружение начали поступать автономные специальные боевые зарядные отделения калибра 533 мм (АСБЗО, разработка велась по Постановлению СМ СССР от 13.02.1957 г.) для серийных моделей торпед мощностью 20 кт разработки НИИ-400 Минсудпрома СССР и КБ-25 Минсредмаша СССР и необходимость в специальной ядерной торпеде отпала.

Система управления и наведение — система управления инерциальная.

Двигатель — тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой — по данным ЦНИИ «Гидроприбор» — компоненты топлива — кислород, спиртоводяная смесь.

ТТХ торпеды:
Калибр — 533 мм (533.4 мм)

Дальность хода (при скорости) — 10 км (40 уз)

Тип БЧ — ядерная БЧ с плутониевым зарядом РДС-9, мощность — 3 кт.

Носители: подводные лодки.

Статус: СССР — состояла на вооружении, выпущена малой серией.

— 1980 г. — торпеда есть на вооружении ВМФ.

Добавить комментарий
* Все комментарии проходят модерацию