Х-90 / ГЭЛА (AS-19 «Koala»)

Х-90 / ГЭЛА (AS-19 «Koala»)

Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга» стало освоение гиперзвуковых скоростей. Борьба за скорость всегда была одним из ключевых направлений повышения эффективности летательных аппаратов «Радуги». В среднем 10 лет уходило на прирост числа М на одну единицу. В 1960-е годы было достигнуто М=1,0-1,5, в 70-е — 2,5-3, в 80-е — 3-4. Каждая единица М — это новая аэродинамика, согласующаяся с требованиями технологии «Стелс», новые конструкционные решения, методы расчетов, новая металлургия, экспериментальная проверка всего… Появление летательных аппаратов с М=5 имеет первостепенное значение как для укрепления обороноспособности страны, так и для создания принципиально новых транспортных средств ХХI века.
В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых (Модель 1 и Модель 2) были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг. Информацию об этом МКБ совместно с ЦАГИ предоставил на авиасалоне МАКС-97.

В начале 1990-х годов в МКБ была разработана система нового класса — гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). На Западе бытует название крылатая ракета AS-19 Koala (ранее обозначение AS-X-19 использовалось для КР « Метеорит»), поскольку изначально система имела военное назначение. Эта сверхзвуковая крылатая ракета Х-90 с дальностью 3000 км создавалась для замены Х-55. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способных поразить две цели удаленных на 100 км. Носителем Х-90 мог стать удлиненный вариант Ту-160М. Работа над ракетой была приостановлена в 1992.
Посетители выставки МАКС-95 могли видеть ее на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга». Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5.
На МАКС-99 была показана ГЛЛ, созданная в МКБ «Радуга», оснащенная керосиновым прямоточным двигателем, не имеющим аналогов в мире. Аппарат может совершать длительный (3400 сек!) маршевый полет со скоростями М=2.3–4.5 на высотах от 8 до 27 км.

До недавнего времени за рубежом не было аналогов этой системы. В то же время противоречивые сообщения об американском гиперзвуковом летательном аппарате, ранее известном как Аврора, свидетельствовали о проведении там работ в этом направлении. Однако стоимость летных экспериментов и затраты на изготовление опытных летательных аппаратов очень велики. Ряд проектов и программ, разработанных и реализуемых в США (HySTR, Hyper-X, Х-34), предусматривает создание летающих лабораторий как на базе снимаемых с вооружения стратегических МБР, так и путем создания новых специализированных летающих лабораторий. При этом стоимость проведения одного летного эксперимента составляет десятки миллионов долларов при использовании МБР и до 4,5 миллиона долларов для специализированной ГЛЛ Х-34. Общая стоимость программы создания 50-тонной ГЛЛ Х-34 составляет более 175 млн. долларов.

Наименование НАТО: AS-19 «Koala»
Тип: стратегическая крылатая ракета гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат
Система управления: инерциальная и радиокомандная Носитель: Ту-95
Длина, м ок.12, Размах крыла 7 м.
Число боеголовок 2 х 200 кт
Силовая установка Двигатель ГПВРД Ускоритель РДТТ Скорость полета, М= 4-5
Высота пуска: 7000 метров
Высота полета: 7000-20000 метров
Дальность: 3000 км

Добавить комментарий
* Все комментарии проходят модерацию