Готские рыцари (немецкие рыцари в готическом доспехе)
Немецкий готический доспех конца XV века
Готический доспех появился с наступлением 60-х годов XV века. Его история не оказалась очень долгой, так как он был широко востребован только до конца того же пятнадцатого века. Производство данного вида доспехов было сосредоточено в германских землях, а типичным представителем мастеров «истинно» готической школы стали братья Хельмшмидт из Аугсбурга.
«Высокий» век доспехов
Период с 1410 по 1500 годы в англоязычной исторической литературе называют «великим», подразумевая существенный скачок в технологиях создания рыцарских доспехов. Именно в это время появились так называемые «белые доспехи», пришедшие на смену кольчужным. Готический доспех стал, очевидно, вершиной искусства производства металлических доспехов. Хотя технология его производства развивалась поначалу под сильным влиянием итальянской школы, ярким представителем которой было семейство Миссалья из Милана. Например, по наблюдениям Клода Блэра длинная юбка и тассет оказались заимствованы германской школой из Италии. А в последние годы XV столетия и вовсе произошло смешение обоих направлений.
Готический стиль в доспехах
Термин «готический доспех» появился в девятнадцатом столетии, когда им называли немецкие доспехи, выполненные в конце XV века. Однако в последние годы установилась устойчивая тенденция называть готическими все «белые доспехи», хотя в принципе это не совсем правильно. Ярким представителем готического доспеха являются латы эрцгерцогов Максимилиана и Зигмунда Тирольского, изготовленные приблизительно в одно и то же время, около 1480 года. Это время можно назвать апогеем развития стиля. Оба комплекта сделаны руками Лоренца Хельмшмидта и сегодня хранятся в оружейном музее Вены.
Для готического доспеха характерны вытянутые формы, повторяющие изгибы тела человека, тогда как современный им итальянский доспех имел округлые очертания. Именно благодаря вытянутости форм, наличию многих деталей с острыми углами, множеству струящихся бороздок остается ощущение сходства с готическим стилем, что господствовал в те времена в архитектуре. Так, готическая кираса в этот период сильно сузилась в талии, а юбка и кулет лишь незначительно прикрывали бедра. Кастенбруст начала XV века в его второй половине был преобразован в ребро жесткости, что располагалось по центру нагрудника.
До 50-х годов пятнадцатого века голову немецкого рыцаря защищали в основном кабассеты и бацинеты — это были самые распространенные виды шлемов. Однако в эпоху высокой готики большую популярность получили салады, унаследованные немцами у итальянских мастеров. Более того, появился истинно немецкий вид салада, выполненный из цельного куска металла, снабженный узким отверстием для глаз и с гребнем на вершине. Такие салады иногда делали с неполным забралом. В задней части к нему добавляли хвост, защищавший заднюю часть шеи и который состоял из нескольких пластин. Очень редкие салады имели прикрепленный к забралу воротник. Часть саладов, снабженных забралом, имели защелку, которая удерживала забрало в закрытом состоянии. Простой немецкий рыцарь обыкновенно одевал на голову так называемый «черный салад».
Если итальянский доспех эпохи готики должен был быть функционален, то немецкий должен был оказаться еще красивым и удобным. Именно в этом необходимость повторения очертаний тела в готическом доспехе, что наблюдается в кирасах, горжетах, саладах. И вместе с тем такой доспех должен был защитить каждую часть тела рыцаря, начиная от лица и шеи, заканчивая запястьем и его пальцами. Готический доспех в его совершенных формах просуществовал недолго, хотя отдельные его достижения оставались в употреблении почти весь шестнадцатый век.