«Черный четверг» времен корейской войны.
Скоро, в апреле исполняется 64 года с того дня, когда советская военная авиация одержала одну из своих блестящих побед за всю послевоенную историю.
Это произошло в небе Кореи над рекой Ялуцзян, когда 12 апреля 1951 года, этот день стал по настоящему «черным днем» в истории американской авиации со дня окончания Второй мировой войны.
Такое большое количество стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы ни где еще не теряли, а общее количество их потерь в авиации, понесенные в ходе корейской войны уступали только потерям, которые они понесли позднее уже во Вьетнаме.
Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950г. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз — негласно на стороне Северной.
Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих. Советские вооруженные силы — лишь одним отдельным авиационно-истребительным авиакорпусом, куда, впрочем, кроме авиационных частей, входили: несколько зенитно-артиллерийских дивизий, несколько зенитно-прожекторных полков и несколько радиотехнических батальонов (локаторщиков).
Кроме этого, в частях вооруженных сил КНДР и китайских народных добровольцев (КНД), которые также активно принимали участие в этой войне, находилось две-три сотни наших военных советников и несколько военных госпиталей. Такова была расстановка сил в этой войне.
В боевых же действиях активно участвовали только зенитчики и летчики, которые в составе 64 ИАК противостояли мощной 5 ВА США, не говоря уже об авиации их союзников — Австралии, Канады, Англии, Южной Кореи, Южной Африки.
Боевые действия советские летчики 64 истребительного авиакорпуса( ИАК) начали 1 ноября 1950 г. на реактивных истребителях МиГ-15 бис. С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец.
В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон, впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике. Уже первые схватки в небе показали, что американские реактивные самолёты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают МиГам по скорости, скороподъёмности и вооружению. Довольно часто, в тех ситуациях, американские летчики уклонялись от боя и попросту уходили на свои базы.
Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители — F-86 «Сейбры». Уступая МиГу в скороподъёмности и удельной тяге, они превосходили его в манёвренности, большей дальности полёта и в наборе скорости на пикировании. Но МиГ обладал преимуществами в вооружении: три пушки (две калибра 23 мм и одна 37 мм) с прицельной дальностью 800 м против 6 пулемётов калибра 12,7 с дальностью стрельбы 400 м.
Впрочем, МиГам приходилось иметь дело в воздухе не только с американцами, но и с военными других стран, выступавшими под флагом ООН. Так, свои военные силы предоставила и Австралия. Однако боевые качества австралийских лётчиков и техническое оснащение их самолётов было таково, что уже после первых свиданий с советскими асами из шестнадцати машин уцелело лишь четыре.
Советский «щит» над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полёты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боёв крупных групп истребителей F-86 с МиГами.
Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый «черный четверг» 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю.
Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались корейские войска. В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29, действовавших под прикрытием около сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, около пятидесяти самолётов. На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято около пятидесяти МиГов.
Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГи парами и четвёрками атаковали группы Б-29, не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов, это были стратегические бомбардировщики Б-29 «Суперфортресс».
Именно такой самолет сбросил атомную бомбу на Хиросиму. Это огромная машина, способная нести больше 9 тонн бомб и полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен.
Наши потери- два советских самолёта были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй.
Всего в этом бою через реку смогли прорваться лишь три американских бомбовоза. Они сбросили три шеститонные радиоуправляемые бомбы, взрыв от которых повредил одну из опор моста, — но уже через несколько дней стратегически важный мост был восстановлен. В американских ВВС на целую неделю был объявлен траур по погибшим лётчикам.
В Корее асами стали 52 советских летчика , в общей сложности уничтожившие 416 самолетов противника!
Лучшим советским асом в Корее считался командир 196-го ИАП подполковник Е. Г. Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик истребитель и верный старший друг своим подчиненным. Известно, что когда в одном из боев был сбит и погиб его ведомый, ст. лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев, не задумываясь, переписал на его счет три своих победы.
Таким образом, официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло 5, и Ларионов получил звание Героя Советского Союза (посмертно), что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, некоторые льготы.
Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Е. Г. Пепеляевым в небе Корейской войны достигает 23-х (лучший американский ас, капитан Дж. Макконел-младший, с учетом «дутых» побед, может похвастаться только 16-ю).
64-й истребительный авиакорпус вёл боевые действия на территории Кореи почти три года. В общей сложности за это время было сбито 1525 самолётов противника, 1099 из них были сбиты силами авиации.
Советские потери составили 319 самолётов МиГ-15 и Ла-11, в боях погибло 120 лётчиков. Многие из погибших наших летчиков были в основном похоронены на территории Китая, вечная им память!