2С9 «Нона-C» — советское 120-мм самоходное артиллерийское орудие…

2С9 «Нона-C» — советское 120-мм самоходное артиллерийское орудие

С созданием и принятием на вооружение в начале 70-х годов минувшего века бронированных машин, приспособленных к десантированию парашютным способом (БМД-1 и БТР-Д), пехота ВДВ обрела мобильность и огневую мощь сравнимые с аналогичными характеристиками мотострелковых подразделений. Артиллерия же парашютно-десантных частей и подразделений, способная выполнять огневые задачи с закрытых огневых позиций (ЗОП), была представлена 122 мм гаубицами Д-30, 120 мм минометами ПМ-120, 82 мм минометами различных образцов, 85 мм пушками Д-44, которые являлись буксируемыми артиллерийскими системами и поэтому с трудом успевали обеспечивать поддержку огнем и маневром мобильных общевойсковых подразделений ВДВ. Кроме того, возникали серьезные проблемы связанные с раздельным десантированием орудий и их средств тяги. ВДВ нуждались в высокоманевренной артиллерийской системе, которую было бы возможно десантировать парашютным способом. Проблему пробовали решить путем установки 122 мм артиллерийской части самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» на шасси разработанное на базе БТР-Д (самоходная гаубица 2С2 «Фиалка»). Однако, выстрелы из мощного 122 мм орудия Д-32 быстро приводили к разрушению достаточно легкого шасси. В результате «Фиалка» так и не была принята на вооружение. Параллельно велись работы по созданию 120 мм самоходного миномета 2С8 «Ландыш» на той же базе, но и его конструкция по ряду причин была признана неудачной. В конце 70-х годов ГРАУ выдало заказ на проектирование универсальных самоходных орудий для ВДВ и морской пехоты, самоходного и буксируемого универсальных орудий для вооружения артиллерии мотострелковых батальонов. Тему проектирования назвали «Нона» (по одной из версий -«Новое орудие наземной артиллерии»). Головным разработчиком самоходного орудия для ВДВ и морской пехоты по теме «Нона» был определен Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИточмаш г. Климовск Московская область), руководил проектом известный конструктор А.Г. Новожилов, артиллерийскую часть проектировало конструкторское бюро Пермского машиностроительного завода (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») под руководством Ю.Н. Калачникова. Шасси было разработано в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (об. 926). Одним из условий тактико-технического задания на проектирование орудия было использование 120 мм минометных мин в большом количестве имевшихся на складах и производящихся советской промышленностью. Это определило калибр орудия — 120 мм. Вместе с тем, для того чтобы придать системе качества гаубицы пришлось разработать целое семейство 120 мм снарядов с готовыми нарезами на ведущем пояске. Разработкой нового типа боеприпасов к «Ноне» занималось Научно-производственное объединение (НПО) «Базальт» (г. Реутов Московская область). Новое орудие , получившие индекс 2А51, стало поистине новым словом в наземной артиллерии. Орудие обладает качествами миномета и гаубицы, помимо боеприпасов, производящихся советской и российской промышленностью, может применять 120 мм мины иностранного производства. Универсальные качество орудие приобрело благодаря оригинальному профилю казенной части. В конструкции 2А51 применены много новаторских решений, в частности пластический обтюратор пороховых газов затвора, который служит одновременно и досылателем боеприпаса. Заряжание орудие производится сжатым воздухом, причем устройство заряжания служит одновременно для продувки канала ствола после выстрела. Шасси орудия было разработано на базе гусеничного бронетранспортера БТР-Д, благодаря этому самоходку можно десантировать парашютным способом. Орудие имеет возможность применять комплекс корректируемого вооружения «Китолов-2» В конце 1980 г. система под названием самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С» было принято на вооружение. Серийное производство было организовано на Пермском машиностроительном заводе. По настоящее время было изготовлено более тысячи самоходных орудий. Боевое крещение система приняла в Афганистане. Для морской пехоты ВМФ производился вариант орудия под названием 2С9-1 «Свиристелка», отличающийся от основного увеличенным до 40 выстрелов боекомплектом. В начале 90-х годов на основе артиллерийской части 2С9 были созданы самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» на базе бронетранспортера БТР-80 и буксируемое орудие 2Б16 «Нона-К». Орудие на экспорт не поставлялось. В настоящее время состоит на вооружении в ВС России и в вооруженных силах бывших союзных республик. По некоторым сведениям в настоящее время в ВС России находятся около 500 единиц 2С9.
___________________________________________________________
Подробные характеристики

Дата принятия на вооружение 1981 г.
Экипаж, чел. 4
Бронирование противоосколочное, противопульное
Массо-габаритные характеристики
Масса, т 8.5
Длина, мм 6020
Ширина, мм 2630
Высота, мм 2300
Клиренс, мм изменяемый (100—450)
Огневые и баллистические характеристики
Орудие 120-мм нарезная пушка-гаубица-миномёт 2А51
Длина ствола, калибров 24.2
Боекмоплект шт. 25 (из них 5 кумулятивных)
Масса снаряда, кг ОФС — 46
Время перевода в боевое положение, сек 30
Скорострельность, выстр./мин 8 — 10
Угол возвышения, град. от −4° до +80°
Угол горизонтального наведения, град. от −35° до +35°
Начальная скорость снаряда, м/с ОФС — 367, БКС — 560
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда, мм 250
Кучность стрельбы по дальности, Вд/Х 1/342
Кучность стрельбы по боку, Вб, м 7.9
Минимальная дальность стрельбы, км ОФС — 1.72, ОФМ — 0.45
Максимальная дальность стрельбы, км ОФС — 8.85, ОФМ — 7.15, ОФАРС — 12.8
Дополнительное вооружение 7.62-мм пулемёт ПКТ
Радиостанция Р-123/Р-123М
Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики
Двигатель 5Д20-240 четырёхтактный, быстроходный V-образный дизель с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением
Мощность двигателя, л.с. 240 при 2400об/мин
Удельная мощность, л.с./т 30.58
Максимальная скорость, км/ч по шоссе — 60, на плаву — 10
Максимальная скорость по грунту, км/ч 30-50
Запас хода по шоссе, км 600, по сухой грунтовой дороге, км 280—350
Радиус поворота, м 2,95
Преодолеваемые препятствия
Максимальный угол подъёма, град 32
Максимальный угол крена, град 18
Угол входа с берега в воду, град до 30
Угол выхода из воды на берег, град до 25

Добавить комментарий
* Все комментарии проходят модерацию