Вернутся ли военные дирижабли в небо

Восемьдесят лет назад, в один из Майских дней над территорией США потерпел крушение самый крупный дирижабль «Гинденбург». Из-за взрыва водорода погибли 35 человек из 97, находившихся на борту этого германского чуда техники того времени. Эта трагедия поставила точку в истории развития пассажирских и грузовых аппаратов легче воздуха. Однако в вооруженных силах их продолжали использовать в течение всего ХХ века. Не забывают о дирижаблях и в настоящее время.

«Атлант» доставит 170 тонну груза  на 5 тысяч километров

В числе многочисленных плюсов дирижаблей: увеличенные, по сравнению с самолетами и вертолетами, грузоподъемность и дальность полета, малый расход горючего, высокий уровень надежности, способность долго находиться в воздухе. А еще, что немаловажно, этим аппаратам не нужны дорогостоящие взлетно-посадочные полосы. В числе минусов – низкая скорость, плохая маневренность.

Еще в 2015 году в России концерном «Радиоэлектронные технологии» начата разработка проекта в рамках противоракетной обороны. При реализации, этот проект станет элементом в системе, обеспечивающей предупреждение о ракетном нападении. Сейчас эта система состоит из спутников и радиолокационных станций.

«Гинденбург»

Катастрофа дирижабля «Гинденбург»

Дирижабль, разработка которого ведется, называется «Атлант». В воздух он должен подняться в 2018 году. Следует уточнить, что одновременно разрабатываются три варианта, отличающиеся, в том числе, размерами, а значит, грузоподъемностью: 16 тонн, 60 и 170 тонн. Вероятно, для вооруженных сил будет использоваться самая большая версия.

«Атлант» сможет длительное время находиться на высоте 10 тысяч метров, что позволит аппаратуре, находящейся на его борту, обнаружит боеголовку межконтинентальной баллистической ракеты, как на разгонном ее участке, так и на финальном.

А еще «Атлант», имея большую грузоподъемность и способность пролететь без посадки пять тысяч километров, сможет доставлять тяжелую военную технику: 3 танка Т-90, что также имеет большое значение.

Кстати, «Атлант» — не единственная сегодняшняя разработка, имеющая необычные достоинства. Дирижабль-беспилотник «Беркут» (разработка компании «Авгурь») способен достигать высоты до 30 километров. Оставаться на такой высоте он может до четырех месяцев.

Задача «Беркута» — качественная высотная фотосъемка, контроль территории. Кроме того, его можно использовать для радиоэлектронной борьбы, поиск целей и передача необходимых данных о них. Длительное нахождение этого дирижабля на большой высоте будет обеспечиваться солнечными батареями.

Следующая разработка – «Бернкут». Находясь на 20-километровой высоте, он способен заменить спутник для обеспечения сотовой связи.

Дирижабли за рубежом: разведчики и убийцы авианосцев

Разумеется, разработками дирижаблей занимаются и в США. Здесь успехи достигнуты в малых аппаратах, грузоподъемность которых редко превышает 2 килограмма. Эти мини-аэростаты уже обеспечивали американцам связь в Ираке.

Более основательные разработки, к примеру, Stratelite-дирижабль, способный находиться в стратосфере и предназначенный для обеспечения связи на большой территории. Однако из-за дороговизны проект реализовать не удалось.

Отказались в США и от проекта транспортного дирижабля «Walrus». Этот аппарат должен был перевозить груз до тысячи тонн на 22 тысячи километров.

Airlander 10

Авария дирижабля Великобритании «Airlander 10»

Впрочем, разработки в США продолжаются. Речь идет об аппарате-разведчике, который будет подниматься на высоту до 80-и километров, то есть, — окажется в верхних слоях стратосферы.

Не были американцами реализованы и проекты дирижаблей с крылатыми ракетами на борту и с корректируемыми бомбами. От проектов отказались по причине того, что эти громоздкие медлительные аппараты стали бы прекрасной мишенью для ПВО противника.

Обезопасить свой военный дирижабль от средств ПВО планирует Китай. Аппарат «поднебесной», получивший название «Yuanmeng», собираются поднять на 100-километровую высоту, где его не достанут средства ПВО. Что касается самого дирижабля, то его мощное вооружение запросто сможет безнаказанно уничтожить авианосец, или сравнять с землей какую-нибудь военную базу.

Занимаются разработками дирижаблей и в ряде других государств. Правда, пока дальше проектов почти ничего не продвигается. Впрочем, относительно недавно в воздух поднялся дирижабль, построенный в Великобритании, но из-за каких-то недоработок, в ходе летных испытаний, аппарат неудачно коснулся земли. Однако особо серьезных поломок не было, так что, вероятно, британский инженеры продолжают работу по устранению выявленных и возможных недостатков своего детища.

comments powered by HyperComments