Ту-95 отметил 60-летний юбилей

Ту-95 отметил 60-летний юбилей

Легенде отечественной дальней авиации исполнилось 60 лет. 12 ноября 1952 года в воздух впервые поднялся опытный образец «95-1» под управлением экипажа летчика-испытателя А. Д. Перелетова. Это был прообраз серийного бомбардировщика Ту-95. Ту-95 (по классификации НАТО: Bear – медведь) – один из символов холодной войны, советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, является самым быстрым винтовым самолетом в мире. Единственный в мире принятый на вооружение и серийно выпускавшийся турбовинтовой бомбардировщик. Стратегический бомбардировщик Ту-95 предназначен для поражения важных объектов в тылу противника крылатыми ракетами в любых метеоусловиях и в любое время суток. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52 является одним из самых долго эксплуатируемых военных самолетов мире, эксплуатируется ВВС с 1956 года.

Созданию скоростного стратегического бомбардировщика Ту-95 способствовало: во-первых, формулировка новых требований к пилотируемому стратегическому носителю ядерного оружия со стороны советских ВВС; во-вторых, возникновение новых направлений в развитии компоновки околозвукового бомбардировщика и выборе его главных параметров; в-третьих, появление новых экономичных и вместе с тем мощных силовых установок, созданных на базе турбовинтовых двигателей.

К концу 1940-х годов усиление средств ПВО, поступление на вооружении новых истребителей-перехватчиков с трансзвуковыми скоростями полета, которые были оснащены бортовыми РЛС, сделало само существование стратегических бомбардировщиков со скоростями полета в 500-600 км/ч, малоперспективным. Требовалось поднять скорость полета стратегических бомбардировщиков до скоростей, которые были бы сравнимы со скоростями истребителей-перехватчиков того же периода.

В то же время вторым, а в некоторых случаях и наиболее важным требованием по существенному увеличению максимальной скорости полета стратегических бомбардировщиков-носителей ядерного оружия было само это оружие, которое в то время существовало только в виде свободнопадающих бомб. Именно поэтому, после сброса бомбы, бомбардировщик должен был как можно скорее покинуть зону воздействия поражающих факторов ядерного оружия, и в этом случае скорость полета была одним из важнейших условий для выживания бомбардировщика и его экипажа.

Военный конфликт в Корее стал еще одним поворотным событием и в чем-то даже катализатором, который наглядно доказал всю бесперспективность дальнейшей опоры на поршневые стратегические бомбардировщики. В результате этой войны в США полностью остановили программы по развитию поршневой дальнебомбардировочной авиации, был сокращен выпуск поршневого межконтинентального «супербомбардировщика» В-36 и в то же время ускорены работы по созданию серийных бомбардировщиков В-47 и В-52, оснащенных турбореактивными двигателями. В то же время Великобритания начала работы над своими стратегическими бомбардировщиками с околозвуковой скоростью, относящимися к серии «V».

В СССР достаточно оперативно отреагировали на подобное развитие событий. В 1950 году В. М. Мясищев обратился в правительство с предложением по разработке стратегического бомбардировщика, обладавшего максимальной скоростью в 950 км/ч, а также дальностью полета более 13 000 км. Бомбардировщик предлагалось оснастить 4-мя турбореактивными двигателями АМ-3, созданными в ОКБ А. А. Микулина. Предложение по созданию нового бомбардировщика было принято, и результат работ не замедлил сказаться. Фактически за 1,5-2 года был создан новый стратегический бомбардировщик.

ОКБ А. Н. Туполева, проведя большой объем научно-исследовательских работ, пришло к заключению, что для бомбардировщика наилучшим образом подходит турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года в ОКБ подготовили 2 варианта эскизных проектов самолета под индексом «95»: с четырьмя двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф мощностью по 6 250 л.с. каждый) и с четырьмя ТВ-12 (12 000 л.с.). Оба двигателя были конструкции Н. Д. Кузнецова. Уже 31 октября 1951 года госкомиссией был утвержден полноразмерный макет. Ведущим конструкт

comments powered by HyperComments