Т95: несостоявшийся прорыв

Т95: несостоявшийся прорыв

Новейшая боевая машина с самой передовой системой управления огнем, надежной защитой, мощной пушкой, изменяемой подвеской, с оригинальным Х-образным двигателем. Приблизительно так пишут о несостоявшемся российском танке ближайшего будущего — Т-95. Но не все знают, что точно также можно было описать совершенно другой танк с похожим названием, над которым стали работать 57 лет назад, но не в СССР, а за океаном — в США.

Обеспокоившись значительным качественным и количественным наращиванием советской танковой армады, американские военные поручили своим конструкторам создать что-то настолько прорывное, что бы обеспечило максимальный отрыв по характеристикам от советских Т-54 и Т-10. В результате в умах живущих под звездно-полосатым флагом тамошних «морозовых» стали рождаться очень оригинальные проекты. Одним из них и стал средний танк Т95.

На машине собирались применить все самое новое, что было тогда в американском танкостроении. Например 90-мм гладкоствольную пушку, стреляющую оперенными подкалиберными снарядами. Позже на один из опытных образцов планировали установить уже 120-мм, правда, нарезное орудие.

Система управления огнем поражала на то время своим совершенством. Она включала в себя оптический дальномер «Оптар», это был своего рода прообраз современных лазерных прицелов-дальномеров, где для определения расстояния использовались импульсы света. Все было сопряжено с электронным баллистическим вычислителем.

Для танка разрабатывали Х-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 750 л.с. В качестве варианта позже стали отрабатывать 1100-сильную газовую турбину «Солар Сатурн». Подвеска должна была быть изменяемой гидропневматической.

Но, как говорится, замах на рубль, а результат на копейку. Все с самого начала у американцев пошло вкривь и вкось

С пушками новых типов начались проблемы, их не успевали сделать вовремя, поначалу на корпуса опытным машин даже ставили башни от серийных М-48. В конце-концов оказалось, что характеристики орудий далеки от оптимальных. Самая передовая система управления огнем отказывалась нормально работать, особенно в плохую погоду, в результате пришлось от нее отказаться.

С Х-образным двигателем тоже были проблемы, и от него отказались. Турбина была установлена слишком поздно, когда в серию пошел М-60.

Подвеска оказалась крайне ненадежной. В результате Т95 стал выглядеть очень заурядно. 38-тонный танк с экипажем в 4 человека, не имел многослойной брони, а по защите уступал давно стоявшему на вооружении Т-54.

Карбюраторный двигатель был мощностью всего-то 460 л.с. , что позволяло развивать танку только 56 км/ч, при запасе хода 233 км.

В конце-концов, американские военные, поняв, что деньги налогоплательщиков не дают должной отдачи, прикрыли программу. Этот танк, как говорится, по замыслу опередил свое время. Но многие решения, опробованные на нем, нашли свое место на других американских машинах.

comments powered by HyperComments