Споры вокруг перспективной боевой машины десанта

Споры вокруг перспективной боевой машины десанта

На протяжении нескольких последних лет командование воздушно-десантных войск «воюет» с руководством министерства обороны за новую боевую машину. Боевая машина десанта БМД-4М стала объектом споров чуть ли не на уровне своей концепции: обе стороны требуют от нее взаимоисключающие характеристики. Одна из последних новостей о БМД-4М появилась в августе этого года. Тогда первый замминистра обороны А. Сухоруков заявил, что Минобороны не будет закупать эти боевые машины из-за уровня защиты, который чиновники военного ведомства посчитали недостаточным. Сейчас же, на фоне перестановок на высших постах министерства обороны, тема БМД-4М снова может стать актуальной и, кроме того, может измениться отношение к новой машине.

Согласно августовским заявлениям Сухорукова, бронирование БМД-4М не обеспечивает должный уровень защиты от снарядов и мин. Первого заместителя министра поддержали и другие руководители военного ведомства. Однако с таким «вердиктом» не согласился командующий ВДВ генерал-полковник В. Шаманов. Он полагает, что воздушно-десантным войскам уже давно нужна новая боевая машина и БМД-4М полностью удовлетворяет требованиям, которые выдвигаются руководством «крылатой пехоты». В результате такого столкновения мнений и через четыре с половиной года после презентации новая модель боевой машины десанта остается опытным образцом с не совсем ясными перспективами. Попробуем разобраться в конфликте и понять, каким мог бы быть выход из сложившейся ситуации.

Сам класс бронетехники «боевая машина десанта» является советским новшеством, предложенным для повышения ударной мощи десантных подразделений. Созданная в шестидесятых годах прошлого века концепция БМД подразумевала создание сравнительно легкой авиадесантируемой машины с возможностью полноценного участия в бою, в том числе и против тяжелой бронетехники. Дальнейшим развитием той старой концепции в итоге стала БМД-4М. Со времен разработки БМД-1 облик этого класса техники ощутимо изменился. В частности, почти вдвое увеличилась боевая масса (13,5 т у БМД-4М против 7,2 у БМД-1), а также повысилась огневая мощь. Так, вместо 73-мм пушки новая машина десанта располагает 100-мм орудием-пусковой установкой, 30-мм автоматической пушкой и пулеметом калибра 7,62 мм. В результате таких преобразований огневая мощь новой машины выросла в разы.

Платой за лучшее вооружение оказалась сравнительно большая боевая масса. Тем не менее, даже при весе машины в 13 тонн транспортный самолет Ил-76 может перевозить и десантировать сразу две БМД-4М. Кроме того, одной из предпосылок к увеличению массы оказался лучший уровень защиты. Тем не менее, даже более защищенная боевая машина десанта не устроила руководство министерства обороны. При этом дальнейшее повышение защиты приведет к утяжелению всей машины, что не позволит ей уложиться в требования ВДВ по возможностям десантирования.

В общем, основные споры вокруг БМД-4М касаются именно баланса защиты и веса. При этом история советских, а затем и российских воздушно-десантных войск не позволила проверить верность той или иной точки зрения на практике. Вернее, БМД старых моделей участвовали в конфликтах, им не довелось работать в условиях крупных десантных операциях, для которых они изначально предназначались. В Афганистане и Чечне боевые машины десанта чаще всего использовались в качестве еще одного варианта боевой машины пехоты, что имело соответствующие последствия. К примеру, БМД-1 и БМД-2, что не удивительно, оказались уязвимыми для противотанковых гранатометов. По этой причине возникли требования о повышении уровня защиты, пусть даже и ценой десантных возможностей, которые по факту оказались невостребованными.

Судя по высказываниям руководителей министерства обороны, они хотят получить некую гусеничную машину с вооружением не хуже чем у БМД-4М, противоснарядным бронированием и противоминной защитой. Вполне очевидно, что с такими требованиями почти невозможно «уложиться» в боевую массу, пригодную для десантирования с самолетов. Однако Минобороны стоит на своем. На днях

comments powered by HyperComments