Румыния долгое время выпускала по лицензии советские бронетранспортеры БТР-60, затем БТР-70. Они пол…

Румыния долгое время выпускала по лицензии советские бронетранспортеры БТР-60, затем БТР-70. Они получили обозначения ТАВ-71 и ТАВ-77. Позже румынам была передана документация на производство БТР-80, ставших B-33 «Zimbru» (Зубр).

«Зимбру»
По разным данным, в этой стране было построено около 70 таких машин, которые, по мнению самих же румынских военных, являются в настоящее время лучшими образцами легкобронированной колесной техники, состоящей на вооружении румынской армии.

В первой половине 90-х годов румыны решили заработать на советском бронированном наследстве. Без разрешения российского разработчика они на базе БТР-80 попытались создать свой вариант бронемашины. В качестве партнеров была выбрана турецкая компания Nurol Machinery and Industry Co. Интерес турков к этой работе был очевиден, турецкие вооруженные силы к этому моменту вовсю эксплуатировали доставшиеся им практически бесплатно бывшие гэдээровские БТР-60 и 70, а также имели виды на новые БТР-80.
RN-94
В результате сотрудничества румын и турков в 1995 году в Румынии был построен первый прототип колесного плавающего бронетранспортера — RN-94. От своего старшего брата эта 11,5-тонная машина отличалась колесной формулой 6х6. 240-сильный американский дизельный двигатель был перенесен в центральную часть корпуса. Посадка десанта осуществлялась через расположенные в кормовой части две двери и еще одну в правом борту.

Корпус бронетранспортера был герметичный, полностью сварной, выполнен из стальной противопульной брони.

Кроме экипажа из двух человек, БТР способен перевозить 11 полностью экипированных пехотинцев, один из которых является оператором башенного вооружения. Малогабаритная башня находится за моторным отделением по центру корпуса. Скорость машины до — 110 км/ч. Запас хода — до 600 км.

Первый прототип был вооружен румынской башней со спаренными 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами (аналог башни БТР-70/80), в задней части которой крепились 6 дымовых гранатометов. В левой части башни находится универсальный прицел, позволяющий вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

RN-94 на выставке вооружений
На этой машине были также установлены амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия, аналогичные БТР-80 (6 в бортах и 2 в кормовых дверях). Один из вариантов БТР был оборудован открытой башенкой с автоматическим 40-мм гранатометом Mk19 производства США.

Позже в Турции изготовили другой вариант RN-94, вооруженный башней французской фирмы GIAT «Dragar». В башне установили 25-мм пушку GIAT М811 (производившуюся по лицензии турецкой компанией МКЕК) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Приводы наведения ручные.

Две передние пары колес этой бронемашины являются управляемыми. Подвеска независимая торсионная с гидравлическими амортизаторами. Радиус разворота – 8 метров. Движение на плаву осуществляется с помощью двух гребных винтов в кольцевых насадках, расположенных в кормовой части корпуса и использующих отбор мощности от двигателя.

Турецкий вариант
Второй прототип БТР RN-94 был построен на заводе в Турции, а позже для полевых испытаний там же изготовили еще пять единиц. Испытания завершились в 1999 году, при этом пробег каждого БТР RN-94 составил 18 тысяч км по дорогам и пересеченной местности.

Ожидалось, что сухопутные войска Турции сделают заказ на поставку крупной партии RN-94 уже в 1999 году, но возникшие непреодолимые технические сложности послужили причиной временной приостановки работ по данной программе.

В настоящее время Турция продолжает эксплуатировать российские БТР-60, 70 и 80. И в тоже время достигла определенных успехов в создании такой техники национального производства.