ПЕРВЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ

ПЕРВЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ

Осенью 1948 г. руководство авиации Военно-морского флота СССР сформулировало технические требования к лёгкому вертолёту связи, наблюдения и поиска подводных лодок, способному базироваться на эскадренных миноносцах. Эти машины предполагалось строить по соосной схеме (это давало выигрыш в габаритах), они должны были садиться на воду, лёд и даже болото. Для создания таких необычных вертолётов было создано ОКБ-3 на заводе № 3 Минавиапрома в Сокольниках, которое возглавил Н.И.Камов. В последующие несколько лет были построены четыре опытных вертолёта соосной схемы с двигателями АИ-4В. Они проходили испытания на крейсере «Максим Горький». Тесты этих экспериментальных машин показали, что флоту требуются вертолёты большей грузоподъёмности, менее зависимые от погоды и лучше приспособленные к полётам над морем. Таковым стал двухместный многоцелевой вертолёт Ка-15 соосной схемы. Он проектировался в ОКБ-3 с 1950 г. под двигатель АИ-14Р взлётной мощностью 245 л.с. Правда, постановление правительства о создании этой машины вышло только в июне 1951 г. В нём указывалось, что её скорость будет не ниже 150 км/ч, а динамический потолок — 3000 м. Продолжительность полёта с аэромагнитометром, нормальной бомбовой нагрузкой и 7%-ным навигационным запасом топлива — 2,5 ч. К этому времени было организовано новое ОКБ-4 под руководством Н.И. Камова на территории завода № 82 в Тушино. Вертолёт Ка-15 построили в начале 1954 г., и в апреле он совершил свой первый полёт. С 1956 г. на авиазаводе в Улан-Удэ началось его серийное производство. Для борьбы с подводными лодками противника Ка-15 мог нести две глубинные бомбы по 50 кг или кассеты с десятью малыми ПЛАБ-МК. Вертолёт оборудовали прицелом для бомбометания. Из-за малой грузоподъёмности в поиске субмарин должны были учтвовать три вертолёта. Один сбрасывал радиогидроакустические буи, другой получал информацию о противнике с помощью приёмного устройства СПАРУ, а третий сбрасывал бомбы. В 1960-61 гг. в строй вступило 8 эскадренных миноносцев проекта 57, оборудованных посадочными площадками 5х6 м, покрытых сеткой-стеллажом из пенькового каната, корабельной системой эксплуатации Ка-15 и каютами для лётного и технического состава. В походном положении вертолёты находились на палубе со снятыми лопастями, которые хранились в специальном контейнере. Ка-15 имел ряд модификаций: многоцелевой Ка-15М, учебно-тренировочный УКа-15 и четырёхместный Ка-18. Вертолёт Ка-15М применялся в Аэрофлоте и рыболовном флоте. Для улучшения его характеристик на нём установили более мощный и экономичный двигатель АИ-14ВФ, доработали топливную систему, что позволило увеличить дальность, продолжительность полёта и взлётный вес. В 1963 г. после катастрофы Ка-15, произошедшей 16 мая, закончилась эксплуатация этих вертолётов в ВМФ, но в Аэрофлоте они летали до середины 70-х гг.Ещё в 1958 г. управление опытного строительства авиационной техники ВМФ предложило ОКБ Камова создать корабельный противолодочный двухдвигательный вертолёт соосной схемы с трёхлопастными несущими винтами и полётным весом 5-6 тонн, чтобы он в одиночку мог вести поиск и уничтожение субмарин противника. В процессе создания вертолёта Ка-25 выяснилось, что мощности двух новых газотурбинных двигателей ГТД-3Ф мощностью по 900 л.с. для такой машины недостаточно. Не помогла исправить ситуацию и модернизация моторов. Пришлось всё-таки спроектировать две машины. В противолодочном варианте вертолёт Ка-25ПЛО оснащался РЛС, противолодочными самонаводящимися или управляемыми по проводам торпедами, или 4-8 глубинными бомбами массой 250 и 50 кг, и сбрасываемыми радиогидроакустическими буями. В варианте вертолёта-целеуказателя Ка-25Ц оборудовался мощным поисковым радиолокатором, погружаемой на глубину до 40 м гидроакустической станцией «Ока» и радиогидроакустической системой «Баку» с приёмным устройством.
Источник: tankovedia.ru, army.lv

comments powered by HyperComments