Panzerkampfwagen I

Panzerkampfwagen I

В 1931 году генерал-майор Освальд Лутц (Oswald Lutz) был назначен инспектором моторизованных средств германской армии Рейхсвера (Reichswehr) вместе с полковником Гейнцем Гудерианом (Heinz Guderian), как заместителем по материальной части. Оба сделали вывод, что настала насущная необходимость создания германских бронетанковых сил и тренировочных танков для обучения личного состава будущих танковых дивизий. В 1932 году тактико-технические требования к лёгкому (5 тонн) танку были разработаны и переданы в компании Рейнметалл (Rheinmetall), Крупп (Krupp), Хеншель (Henschel), МАН (MAN) и Даймлер-Бенц (Daimler-Benz). Конструкторская работа была основана на опыте кооперации с компанией Шведиш Ландсверк Компани (Swedish Landsverk Company) и предыдущих секретных проектах.

Далее, в 1933 году, Управление вооружений (Heereswaffenamt) выдало фирмам заказ на опытный образец «малого сельскохозяйственного трактора» (k.La.S — kliene Landwirtschaftlicher Schlepper). Ограничения Версальского договора были денонсированы через год, в 1934, фактически техническое задание формулировало создание вооруженного бронированного транспортного средства весом от 4 до 7 тонн.

Рейнметалл, Крупп, Хеншель, МАН и Даймлер-Бенц представили свои прототипы. Все они были похожи друг на друга, Управление вооружений выбрало в качестве прототипа образец Круппа LKA 1 — таковой выбор был продиктован не лучшими качествами, а наиболее простой и технологичной конструкцией. Крупп частично позаимствовал конструкцию ходовой части с английской танкетки Карден-Лойд модификации 4 (Carden Loyd Mk.IV), два экземпляра которой были приобретены в Советской России в 1932 году. В конце 1920-х и начале 1930-х немцы плодотворно для обеих сторон сотрудничали с СССР в вопросах разработки и испытаний бронетанковой техники. В 1929 году СССР приобрёл в Англии две танкетки Карден-Лойд 4 и разработал на их основе свой танк Т-27.

Летом 1933 года пять экземпляров шасси Круппа (изготовленные фирмой Хеншель) были представлены для испытаний на полигоне Куммерсдорф (Kummersdorf). В результате всестороннего тестирования было решено устанавливать на шасси Круппа надстройку и башню, разработанные фирмой Даймлер-Бенц. Также испытания показали низкую надежность ходовой части, и в нее были введены следующие доработки: три поддерживающих катка, опорные катки и ленивец скреплены общей балкой.

Окончательные испытания прошли в феврале 1934 года, и улучшенный LKA 1 (k.La.S), под обозначением Pz.Kpfw.I Ausf.A, в апреле 1934 года, был запущен в производство. Изначально, до начала серийного производства, Ausf.A был известен как Versuchkraftfahrzeug 617 (опытный образец № 17 массой 6 тонн) или MG Panzerwagen (MG — MachinenGun, пулемет). Заказ получили все пять фирм, что диктовалось необходимостью подготовки персонала и оборудования для будущего массового производства бронетехники.

В апреле 1934 года было изготовлено 15 предсерийных Pz.Kpfw.I Ausf.A, и они были представлены Гудерианом Адольфу Гитлеру. В том же 1934 году один экземпляр танка был продан в Венгрию. Уже в ходе войны, в 1942 году, Венгрия закупила ещё несколько Pz.Kpfw.I Ausf.A для обучения своих экипажей. Есть сведения, что Pz.Kpfw.I поставлялись в Финляндию и, возможно, в Сербию.

Самым экзотическим покупателем Pz.Kpfw.I Ausf.A стало китайское правительство Чан Кайши: в середине 1930-х годов оно закупило около десяти танков (наряду с другим военным снаряжением).

Pz.Kpfw.I имел две главные очень похожие друг на друга модификации: Ausf.A (обр. 1934 г.) и Ausf.B (обр. 1935 г.), которые имели различные подвеску и двигатель. Ausf.A выпускался с июля 1934 по июнь 1936 года, тогда как Ausf.B — с августа 1935 по июнь 1937 года. Оба варианта выпускались компаниями Хеншель, МАН, Крупп и Даймлер-Бенц; обслуживались экипажем из двух человек: водитель и командир/стрелок.

В конструкцию Pz.Kpfw.I Ausf.B были внесены следующие изменения: установлен более мощный двигатель (100 л.с.), удлинен корпус, в ходовую часть добавлен еще один опорный каток на каждую сторону, ленивец (направляющее колесо) поднято с грунта, пулеметы заменены на более совершенные MG-34.

В 1935/36 году на один из Pz.Kpfw.I Ausf.A пробно установили дизельный двигатель Круппа (Krupp M601), но он смог выдать только 45 л.с. мощности, что было крайне недостаточно. Идея танка с дизельным двигателем на некоторое время была благополучно похоронена.

В 1938 году был сделан вывод, что у Pz.Kpfw.I не осталось потенциала для развития. С этого момента работа над танком была переориентирована на создание на его базе быстрого разведывательного и лёгкого пехотного танков.

В течение 1941-42 гг. были разработаны 3 новые модели Pz.Kpfw.I:

— neuer Art VK 601, Ausf.C (новая модель, прототип № 1 массой 6 тонн),
скоростной разведывательный танк, десантный танк;

— neuer Art VK 602, verstarkt, Ausf.D (усиленный),
скоростной разведывательный танк, лобовая броня усилена до 60 мм;

— neuer Art VK 1801, verstarkt, Ausf.F,
танк огневой поддержки пехоты;

Фактически все три модели позаимствовали от Pz.Kpfw.I только название, а конструктивно напоминали уменьшенный в несколько раз Тигр (Pz.Kpfw.VI Ausf.H/E Tiger) — корпус без рациональных углов наклона броневых листов, башня по центру корпуса, торсионная подвеска опорных катков, расположенных в шахматном порядке.

По крайней мере один прототип Ausf.C был в качестве эксперимента оснащен резино-металлической гусеницей, устанавливавшейся на полугусеничные тягачи и бронетранспортеры.

Фирмами Краусс-Маффей (Krauss-Maffei) и Даймлер-Бенц было выпущено:
Ausf.C — с конца 1942 по начало 1943 года 40 шт;
Ausf.D — несколько экземпляров;
Ausf.F — с апреля 1942 по январь 1943 года 30 шт.

Следует отметить, что модели танка Pz.Kpfw.I Ausf.C, D, F и конструктивно, и по назначению (разведывательный танк) весьма напоминали Pz.Kpfw.II Ausf.G, J, L, но вместо выбора для серийного производства одного типа танка в условиях нехватки производственных мощностей, выпускали все модели подряд, в результате ни тех, ни других не было произведено в достаточном количестве.

Pz.Kpfw.I создавался как тренировочная машина для подготовки экипажей. Изначально не предполагалось использовать его в боевых действиях, но с началом войны этот танк использовался на полях сражений вплоть до 1942 года. Это был дешёвый, быстрый и манёвренный танк, но его бронезащита и вооружённость оставляли желать лучшего. Pz.Kpfw.I стал первым массовым германским танком. В нем воплотилась компоновка, позднее названная «немецкой классической»: боевое отделение по центру корпуса, моторное сзади, трансмиссия и ведущие колеса cпереди.

Pz.Kpfw.I также был пропагандистским оружием национал-социалистической партии (NSDAP), участвуя во многих мероприятиях: от военных парадов до праздников любого уровня. Это был шоу-танк Третьего Рейха и его военного могущества.

Большинство танковых экипажей тренировались на Pz.Kpfw.I вплоть до окончания войны. Многие танкисты приняли боевое крещение именно на этом танке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *