НОСТАЛЬГИЯ. ПЛАСТИНКИ 1970 ГОДА.

НОСТАЛЬГИЯ. ПЛАСТИНКИ 1970 ГОДА.
Классическая опера »САДКО» в 1970 году на виниле

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859–60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). «Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году. Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять. Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования. Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями (частицами «а», «а и» и др.). Действующие лица.
Фома Назарыч и Лука Зиновьич, старшина и воевода новгородские — бас и тенор; Садко, гусляр, певец,купец — тенор; Любава Буслаевна, его жена — меццо-сопрано; Нежата, молодой гусляр — контральто; Дуда и Сопель, скоморохи — бас и тенор; Варяжский гость — бас; Индийский гость — тенор; Веденецкий (венецианский) гость — баритон; Царь Морской — бас; Волхова́, царевна, его дочь — сопрано; Старчище, могуч-богатырь в образе калики перехожего — баритон. Новгородский люд, торговые гости, дружина Садко, скоморохи, калики перехожие, девицы — белые лебеди и чуда морские. Место действия — Новгород и море-океан. Время действия — полусказочное, полуисторическое. Записана в 1970 году. ИСПОЛНИТЕЛИ: Садко — Владимир Петров, Любава — Лариса Авдеева, Окиан-море — Алексей Гелева, Волхова — Вера Фирсова, Варяжский гость — Александр Ведерников, Индийский гость — Алексей Масленников, Веденецкий гость — Юрий Мазурок, Нежата — Валентина Левко, Дуда — Виктор Горбунов, хор и оркестр Большого театра, СССР, дирижер — Евгений Светланов.