Несколько строчек о лучшем танке Великой Отечественной войны

Если вести разговор о Великой Отечественной войне, то невозможно оставить без внимания ту технику, обеспечившую Победу, и в том числе танк Т-34, ту самую тридцать четверку, которая с самых первых дней своего появления на фронте стала настоящей легендой.

Уже первые встречи с ним наводило на танкистов противника настоящий ужас. И с тех первых военных дней вся работа немцев была направлено главным образом на противодействие этому танку.

Путь к созданию легендарной машины был начат за несколько лет до войны. Еще в Испании выяснилось, что танк БТ, имеющий достаточно много положительных качеств, почти не способен противостоять снарядам, выпущенным из противотанковых пушек.

Впрочем, удивляться здесь не приходилось, ведь броня танков того времени была рассчитана лишь на обеспечение безопасности при попадании пуль, выпущенных крупнокалиберными пулеметами, или противотанковыми ружьями.

Танк БТ-20

Танк БТ-20

Пушки, обстреливающие наступающие танки специально созданными для этого противотанковыми снарядами, стали неприятной неожиданностью.  Еще одним серьезным минусом стал танковый двигатель, работающий на бензине. По этой причине, снаряд, лишь «слегка ранивший» танк, становился причиной его гибели от вспыхнувшего бензина и взрыва бензобака с последующей детонацией боезапаса.

Разработка нового танка БТ-20, способного противостоять артиллерийскому огню, в октябре 1937 года началась в конструкторском бюро Харьковского завода. Руководил конструкторским бюро Михаил Ильич Кошкин. При этом разрабатывалось сразу несколько машин, в том числе и колесно-гусеничной, признанной после ряда испытаний неудачной. Одновременно разрабатывались танки А-20 и А-32. Главное внимание уделялось противоартиллерийскому бронированию и дизельному двигателю.

В ходе проектирования и испытаний выяснилось, что лучшим вариантом следовало признать машину на гусеничном ходу, с хорошими броневыми плитами, установленными под рациональными углами. Но это удалось воплотить уже в другой машине, Т-32. Вот некоторые характеристики этого танка: вес – 19 тонн, толщина лобовой брони – 30 миллиметров, орудие – пушка калибром 76 миллиметров.

В ходе испытаний выяснилось, что Т-32 оказался самым удачным вариантом, а что главное, — он обладал основательным запасом надежности. Это позволило усилить бронирование: лоб – 45 миллиметров, борт – 40 миллиметров. После таких изменений танк, получив название Т-34, в декабре 1939 года был принят на вооружение.

Особенности конструкции и вооружения

Перед началом серийного производства тридцать четверку проверили на живучесть в самых суровых условиях. Зимой 1940 года две машины сквозь снежные заносы без отказов и поломок совершили то, что сегодня бы назвали «ралли» по маршруту «Харьков – Москва – Харьков».

Летом того же года, в июле, новый танк пошел в серию. К 22 июня 1941 года было сделано 1225 тридцать четверок. Этот танк по большинству показателей оставлял далеко позади не только зарубежные того же класса, но и превосходил тяжелые танки. Плюсами, выделявшими его в лучшую сторону, стали: мощный двигатель, наклоны брони, обеспечивающие рикошет снарядов при попадании, мощное вооружение, значительный запас хода на одной заправке, очень маленькое давление на грунт. В качестве достоинств следует назвать и несложную конструкцию, что позволяло быстро наладить массовое производство, несложность в ремонте, что очень важно в полевых условиях.

Следует также отметить и такие особенности, как удачный выбор и устройство люков для экипажа, размещение экипажа в танке, хорошую (с учетом, что речь идет о бронированной машине) обзорности. Так, механик-водитель мог попасть внутрь не только через люк, имевшийся в башне, но и через свой люк, находящейся на лобовой броне. Верхняя часть крышки этого люка была оборудована прибором, который позволял водителю видеть местность, расположенную перед танком.

Мог водитель смотреть и по сторонам. Для этого в лобовой броне под углами 60 градусов от оси танка располагались смотровые приборы. В лобовой броне также была устроена амбразура для пулемета ДТ, закрывавшаяся бронированным колпаком.

Танк Т-34

Танк Т-34

Башня танка, изготовлена с применением сварки, на первых машинах была овальной, позже она стала шестигранником. Люк для экипажа находился в задней части крыши башни. Позже конструкцию изменили, в крыше стали делать два люка. В башне также были предусмотрены узкие амбразуры, позволявшие вести огонь из стрелкового оружия.

Крышка люка башни была оборудована прибором, обеспечивавшим круговой обзор. Впереди, в самой крыше башни находился бронированный колпак, закрывающий вентилятор и перископический прицел ПТ-6. Прицелов у танка было два, вторым был ТОД-6, предназначенный для прямой наводки. Главным орудием танка была пушка Л-11, спаренная с пулеметом ДТ. Боекомплект – 77 выстрелов, 2898 патронов для пулеметов (46 дисков) у танков, имеющих радиостанцию, или 4725 патронов (75 дисков) у танков, не имеющих радиостанцию.

Живучесть танка обеспечивалась дублированием приводов поворота башни и угла наклона пушки. При отказе электрических приводов, экипаж мог воспользоваться ручным приводом. При этом скорость поворота башни или подъема пушки снижалась, но зато экипаж мог продолжать бой, подавляя огневые точки противника, обеспечивая тем самым наступательную или оборонительную операцию.

В заключение о силовой установке, трансмиссии и подвеске. Дизель танка имел мощность 400 лошадиных сил и находившийся в кормовом отсеке. Он обеспечивал танку скорость до 47 километров в час. Одной заправки (полного топливного бака, хватало на 300 километров пробега. Подвеска была пружинной. Все пружины находились в закрытых, приваренных к корпусу шахтах. Опорные катки имели обрезиненные поверхности. Задние ведущие колеса имели шлицевые соединения с ведомыми валами. Гусеницы имели по 74 трака, оборудованных снаружи грунтозацепами.

Тридцать четверка против «Тигров» и «Пантер»

Как уже было сказано, с самых первых дней войны враг был озабочен созданием оружия и техники, способных противостоять танку Т-34. Это стало дополнительной причиной дальнейшего, ускоренного совершенствования тридцать четверки. Уже во второй половине 1941 года танк оснастили 76-и миллиметровой пушкой. Ее снаряд, имевший начальную скорость 662 метра в секунду, с километрового расстояния пробивал броневой лист толщиной 61 миллиметр, установленный под прямым углом. С расстояния полкилометра пробивалась броня 69 миллиметров.

Т-34

Т-34

Кроме того, танк получил новые гусеницы, вместо сварных башен, цельно литые. Огромное значение сыграли радиостанции, которые ставить на все машины, а не только на командирские, как это было вначале.

Выше говорилось о том, что вначале башня танка имела овальную форму, позже став шестигранной. Новым вариантом башни танк начали оборудовать зимой 1942-1943 года. В том же, 1943 году машина получила пятиступенчатую коробку передач, вместо четырехступенчатой. Тогда же был существенно увеличен объем баков для горючего. Некоторые изменения, внесенные в двигатель, позволили увеличить моторесурс, то есть, пробег танка между ремонтами двигателя.

Тот, 1943 год, стал особенным. Именно тогда потребовалось внести в конструкцию танка, в его орудийное оснащение существенные изменения, позволявшие ему вести борьбу с новыми немецкими танками. Такими противниками Т-43 стали «Тигр» и «Пантера». В сжатые сроки была создана новая башня, имевшая более мощную броню. На танк установили пушку калибром 85 миллиметров. Начальная скорость 9,2-килограммового снаряда давала возможность с километрового расстояния пробивать 102 миллиметровую броню, а с полукилометрового расстояния – 111-миллиметровую. Подкалиберный снаряд с 500 метров пробивал 138-миллиметровую броню «Тигра».

Новая модификация танка получила обозначение Т-34-85. На вооружение ее приняли в декабре 1943 года, и уже через несколько дней первая партия этих танков была отправлена на фронт

Разумеется, изменения увеличили вес машины, но это не сказалось отрицательно на ее подвижности, что в значительной мере помогало вести бой против тяжелых танков противника.

Остается только добавить, что танк Т-34, участвовавший во всех танковых битвах той войны, при противодействии тяжелым танкам, чаще всего выходил победителем. Недаром этот самый массовый танк был признан и самым лучшим танком Великой Отечественной и всей Второй Мировой войны.

comments powered by HyperComments