Непростая судьба крейсера «Аврора»

Стоящий в течение ряда десятилетий у набережной реки Невы в Санкт-Петербурге крейсер «Аврора» можно без натяжки назвать символом и этого города, и события, изменившего историю России сто лет назад. Вероятно сейчас будет уместно вспомнить не просто этот корабль, а наиболее важные страницы его жизни.

Крейсер был построен на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге и спущен на воду в мае 1900 года. В строй он вступил в июне 1903 года. Если учесть, что закладка «Авроры» произошла в июне 1897 года, то можно говорить о неплохих темпам строительства военных кораблей, существовавших тогда в Российской Империи.

Энергетическая установка крейсера представляла собой три паровые машины тройного расширения. Их суммарная мощность составляла 11610 лошадиных сил. Водоизмещение корабля – 6731 тонна. Его длина – 126,8 метра, ширина – 16,8 метра, осадка – 5,6 метра. Максимальный ход крейсера – 20 узлов (37,2 километра в час). Стоит отметить, что такой ход позволял ему пройти 1440 миль.

Орудий главного калибра, 152-миллиметра, на «Авроре» было 8. Кроме того имелись 24 орудия калибром 75 миллиметров, а также 8 орудий калибром 37 миллиметра, 2 десантные пушки калибром 63,5 миллиметра, 3 торпедных аппарата 150 мин. Состав экипажа – 578 человек.

Крейсер

Крейсер Аврора после Цусимского сражения

В конце лета 1904 года «Аврора» была включена в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, вышедшей в сентябре того же года на помощь российским войскам, обороняющим Порт-Артур.

Крейсеру удалось избежать гибели в Цусимском сражении. Он прорвался в столицу Филиппин Манилу. Здесь он был интернирован американцами и до окончания войны оставался в этом нейтральном порту.

До начала 1-ой Мировой войны крейсер использовался в качестве учебного судна, а после ее начала поддерживал огнем своих орудий русские войска и выполнял роль дозорного корабля.

Экипаж «Авроры» участвовал в революционных событиях 1917 года. Выстрел из носового орудия главного 7 ноября (25 октября по старому стилю стал сигнал начала штурма Зимнего дворца.

Далее крейсер проходил службу в составе Красного флота. Во время Великой Отечественной войны с него были сняты орудия, использовавшиеся для обороны Ленинграда на суше.

В один из сентябрьских дней крейсер получил пробоину ниже ватерлинии, был поставлен на грунт и находился в таком состоянии почти тысячу дней. В 1944 году его отбуксировали к месту ремонта. На вечную стоянку у набережной Невы Аврору поставили в 1948 году.

comments powered by HyperComments