Mirage IV

Mirage IV

В 1956г. Франция приступила к разработке собственного ядерного оружия, в результате чего были созданы так называемые ядерные силы устрашения. Первое поколение соответствующих средств было приведено в готовность в середине 1966 г.: в их состав вошли стратегические бомбардировщики Мираж IVA (носители атомных бомб) и самолеты-заправщики Боинг KC-135F. В конце 70-х годов планировалось заменить их вторым поколением сил устрашения — баллистическими ракетамии.
Для уменьшения расходов по своей ядерной программе руководство Франции не стало предпринимать разработки принципиально нового самолета-носителя ядерного оружия и выбрало уже существовавший проект «Миража» IV. Проект этот был предложен фирмой Дассо в 1955-1956 гг. и предусматривал вначале создание тяжелого истребителя, как продолжение семейства легких «бесхвосток» «Мираж» I / II / III, последняя из которых впервые поднялась в воздух в ноябре 1956 г. и поступила в серийное производство в 1960 г. Новый самолет стал развитием «Миража» III, представляя собой (по планеру) практически увеличенную, в 1,5 раза по размерам и в два с лишним раза по массе, копию этого истребителя. Вместо тяжелого истребителя Мираж IV стал легким бомбардировщиком, предназначенным для нанесения ядерных ударов: вначале с осуществлением сверхзвукового «броска» в зоне цели на большой высоте, а после модификации в 1967 г. — с преодолением ПВО на малой высоте.
Требования к самолету-носителю ядерного оружия были выпущены в 1956 г., контракт на его разработку заключен в апреле 1957 г. Опытный образец с обозначением «Мираж»IV-01 (два двигателя «Атар» 09В, взлетная масса около 25000 кг) был построен в декабре 1958 г., наземные испытания были проведены в феврале 1959. Первый полет «Мираж»IV-01 совершил 17 июня 1959 г. в Melun-Villaroche ( департамент Seine-et-Marne ), пилотируемый Роландом Главани. Во время 33-го полета были достигнуты М=2.0 и высота 18000м. На опытном образце 01 в 1960 г. был установлен рекорд скорости (1822,0 км/ч) в полете по замкнутому 1000-км маршруту.
Ввиду хороших летных качеств самолета в 1960 г. были заказаны еще 3 предсерийных образца, первый из которых был облетан 12.10.1961 г., а последний — 23.01.1963 г. У этого самолета было 2 двигателя «Атар» 9C‚ он был больше по размеру, под центральной частью фюзеляжа перед находившейся в нише ядерной бомбой был расположен большой круглый обтекатель радиолокационной антенны. Серийное производство самолета началось в 1963 г. Первый полет первой серийной машины — 7 декабря 1963 г. Поступление на вооружение ВВС Франции первой эскадрильи из 12 машин — октябрь 1964 г., окончание серийного производства — 1967 г. Всего построено 66 самолетов, включая один опытный, три предсерийных и 62 серийных «Мираж» IVA. Цена одного самолета около 40 млн фр. Проект модификации В, с большей взлетной массой и новой силовой установкой, так и не был реализован.
Хотя самолеты Мираж IV ВВС Франции были тяжелыми и довольно трудными в управлении‚ они могли быстро подниматься в воздух по тревоге прямо из укрепленных укрытий или с коротких неподготовленных полос (с помощью стартовых ракетных ускорителей).
Вначале самолет «Мираж» IV считался промежуточным бомбардировщиком. Предполагалось заменить его впоследствии вновь разработанным бомбардировщиком с увеличенными втрое размерами. Но от создания нового бомбардировщика было решено отказаться из-за его высокой стоимости, а также в связи с успешным созданием и принятием на вооружение в 1971 г. других компонентов ядерной триады Франции: первых ПЛАРБ типа «Редутабль» (с ракетами типа М-1) и шахтных баллистических ракет средней дальности S-2.
Также не осуществлены предлагавшиеся глубокие модификации самолета. Например, по проекту «Минерва», предусматривавшему оснащение самолета новыми двигателями с увеличенной до 88 кН (9 тc) тягой для уменьшения взлетной дистанции на 25% и повышения дальности полета на 15%. Не реализованы планы вооружения самолета свободнопадающей бомбой мощностью, увеличенной до 200-300 кт, и планирующей бомбой мощностью 50 кт с дальностью полета более 285 км.
В 1977 г. 12 бомбардировщиков модифицированы в стратегические разведчики для использования на больших высотах (16700-18200 м) при числе полета М>2 и на малых высотах (90-180 м) при скорости полета 880-1200 км/ч. В 1981 г. началась программа работ по модификации 18 самолетов «Мираж» IVA в вариант «Мираж» IVP, вооруженный ядерной ракетой ASMP. Первая эскадрилья самолетов «Мираж» IVP достигла боевой готовности в мае 1986 г., последний из 18 самолетов был поставлен в декабре 1987 г. Перед принятием самолета «Мираж» IVP на вооружение проводились испытания по оценке воздействия электромагнитного излучения на его системы и вооружение, по определению ЭПР самолета, испытания средств противомолниевой защиты.
К середине 1993 г. на вооружении ВВС Франции оставалось 15 самолетов «Мираж» IVP, помимо которых в составе стратегических сил имелось 45 самолетов «Мираж» 2000N, обладающих несколько меньшей дальностью полета, но также вооруженных ракетами ASMP и оснащенных, в отличие от «Миража» IV, системой следования рельефу местности. Предполагалось, что «Миражи» IV будут полностью заменены самолетами «Мираж» 2000N в 1996-1997 гг.

comments powered by HyperComments