Индонезия — ворота российского ОПК на рынки Азии

Индонезия — ворота российского ОПК на рынки Азии

На стартовавшей в Индонезии выставке «Индо Дефенс-2012» Россия рассчитывает на неплохой урожай контрактов. Однако дальнейшие успехи зависят от того, сумеют ли российские производители предложить альтернативу отработанным моделям.

С рынками Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) связаны самые значительные успехи российского оружейного экспорта последних двух десятилетий. Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Вьетнам – эти страны дают большую часть экспортного дохода, и значение этого рынка будет только возрастать.

Вместе с тем сегодня для России наступает время фазового перехода – дальнейшие успехи будут прямо зависеть от того, насколько оперативно российские производители сумеют сменить производственную линейку.

Оружие, предлагаемое сегодня российскими производителями, вполне отвечает современным требованиям, однако созданные на платформах советской разработки образцы постепенно приближаются к исчерпанию своего модернизационного потенциала. В ближайшие 10-15 лет по мере выхода на рынок систем нового поколения этот факт будет становиться все заметнее, и ставка на отработанные модели перестанет себя оправдывать.

Одним из самых заметных тревожных звонков такого рода стал проигрыш летающего танкера Ил-78М на тендере ВВС Индии европейскому конкуренту, созданному на основе лайнера А-330. Ил-78 не помог даже тот факт, что Индия уже эксплуатирует самолеты этого типа. Главной причиной поражения российской машины называют резкий рост ее стоимости в связи с переносом производства из Ташкента в Ульяновск, где его пришлось создавать фактически заново.

Почти сравнявшись в цене с А-330 (стоимость базового для Ил-78 самолета Ил-76МД-90А ульяновской постройки превышает 100 миллионов долларов) российский самолет, пусть и модернизированный, все же остается машиной сорокалетней давности, уступающей А-330 по многим показателям, прежде всего экономическим. В этих условиях победа российской машины была бы еще возможна, имей она «ташкентскую» цену в пределах сорока миллионов долларов, но эта цена навсегда осталась в прошлом.

Пример с модернизированным Ил-76 достаточно показателен – этот проект необходим для подъема производства на ульяновском «Авиастаре» а также и для обновления парка транспортных самолетов ВВС России. Однако для успешного продвижения на внешнем рынке модернизированные советские машины уже не годятся.

Частично закрыть временной лаг до выхода в свет новейших систем призваны «промежуточные» модели, созданные с широким использованием технологий и оборудования следующего поколения. Таков, например, истребитель Су-35С и крайние версии Су-30, которые будут составлять основу российского военного авиационного экспорта в ближайшие 10-12 лет.

Другим важнейшим направлением развития российской высокотехнологичной промышленности и авиапрома является гражданский сектор, который в России пока развит крайне недостаточно. Здесь основное внимание сосредоточено на уже реализующемся проекте «Суперджет-100» и создающемся среднемагистральном лайнере МС-21, продажи которых должны дать российской авиационной промышленности дополнительную точку опоры. Насколько ставка на эти проекты оправдана, будет ясно уже в ближайшие 5-7 лет.

comments powered by HyperComments