Броненосцы средневековой Кореи

Морские сражения во времена средневековья разыгрывались не только в Атлантическом океане, в Средиземноморье, но и на Востоке. Здесь наиболее высоких успехов в создании и использовании морских кораблей достигла Корея. В числе достоинства этих кораблей следует назвать их мореходность. Под этим понятием подразумевается способность судна противостоять всем сюрпризам, которые могут принести волнения, ветра или какие-либо повреждения, полученные от ветра и волн, плавающих или неподвижных предметов, а также, если речь идет о военном судне, то и полученные в результате боя.

О качестве средневековых корейских кораблей говорит уже такой факт. В далеком 1281 году монгольский правитель Хибулай собрал большой флот, чтобы с помощью его напасть на Корею, разбить ее и подчинить себе. Надо уточнить, что сами монголы моряками не были, все корабли были китайскими. Этот флот во многом превосходил флот корейцев, тем не менее, Корея была готова отразить нападение. И тут на воды, где должны были встретиться корабли, налетел сильнейший тайфун, получивший название «Камикадзе» (Ветер богов). Флот завоевателей стихией был уничтожен почти полностью, в то время, как большинство корейских кораблей смогли противостоять стихии.

Гроза восточных морей — Кокобуксон, корабль-черепаха

Во времена средневековья корейским военным морякам приходилось противостоять и набегам японцев. При этом морские сражения обычно заканчивались победой корейского флота. Главной причиной этого было то, что у корейцев были настоящие военные корабли. Они имели и большие размеры, и лучшее вооружение, и по скорости существенно опережали корабли противника. Мало того, в составе корейского флота находились даже броненосцы. Конечно, это были совсем не те броненосцы, которые участвовали в сражениях концы Х1У начала ХХ века. Но для своего времени они были настоящим большим шагом вперед, обеспечивающим победы.

Кобуксон

Кобуксон. Реконструкция

Кобуксон, или корабль-черепаха, такое название получили эти грозные суда. Следует уточнить, что по современным понятиям, большими назвать их трудно. Длина кобуксона была всего около 30- метров при ширине в 10 метров. Этот средневековых броненосец мог ходить, как под парусами, так и с помощью весел. Палубу корабля закрывала деревянная, сделанная из толстых досок, крыша. При этом она имела округлую форму. Такая форма не только обеспечивала защиту команде, позволяя артиллеристам вести огонь при любом обстреле, но и существенно мешала противнику, решившемуся на абордаж.

Огнестрельное оружие средневековой Кореи отличалось от имевшегося у ее противников. Так, на японских военных судах устанавливались большие аркебузы. На корейских кораблях были именно пушки. Эти орудия имели приблизительно метровую длину. В качестве снарядов для них использовались: дротики, снабженные железными наконечниками, горящие стрелы, картечь. Использовались на корейских кораблях и бомбы, то есть, полые снаряды, начиненные порохом, но, вероятно, для их метания использовались катапульты. Остается лишь добавить, что «броненосец» имел на борту более сорока пушек, так что встреча с ним не обещала противнику ничего хорошего.

Теперь о роли брони, закрывавшей корабль сверху. Средневековой Корее приходилось время от времени воевать с Японией. При этом, если первая массово использовала корабельную артиллерию, нанося повреждения кораблям противника с расстояния, то вторая стремилась пойти на абордаж. Тут-то и выявлялось главное качество броневой крыши. Перед боем экипаж кобуксона убирал мачту под эту броневую палубу. Затем, после обстрела, когда какой-нибудь корабль противника все-таки добирался до «черепахи», шел на абордаж, его встречал неприятный сюрприз. Вся эта деревянная крыша корабля оказывалась усеяна металлическими шипами, которые были замаскированы соломенными пучками. В конце концов, команде «броненосца» оставалось лишь избавиться от остатков абордажной команды противника.

Несокрушимые пханоксоны, броненосные корейские корабли позднего средневековья

Пханоксон

Пханоксон. Реконструкция

Победы корейского флота во многом обеспечивались и более совершенной тактикой. К примеру, они использовали дымовую завесу, которая скрывала их корабли, не давай возможности врагу подготовиться к бою более основательно. Играло роль и маневрирование. Так, корейский адмирал Ли Сун Син, в значительной степени обеспечил свои победы над флотом Японии именно за счет маневров. Именно этот адмирал первым начал выстраивать корабли в кильватерную колонну, поворачивать «все вдруг» и тому подобное. Благодаря таким маневрам, перед японским флагманом могли появиться одновременно несколько корейских кораблей, или, какой-нибудь их корейских кораблей после общего маневра оказывался именно в том месте, откуда он мог своими пушками нанести наибольший урон противнику, причем сам, не получая при этом повреждений.

Названный адмирал свои победы одерживал в ХУ1 веке. Тогда огромный японский флот сделал несколько попыток разбить флот Кореи, обеспечив захват страны. К этому времени японские корабли стали более совершенными, быстроходными. Корабли Кореи выигрывали за счет легкости маневрирования. При этом, если корейский корабль проходил рядом с бортом японского, то он ломал ему весла, лишая возможности хорошо управляться. В свою очередь японский корабль не мог повторить такой маневр. Весла корейского корабля опускались из выступающей за борт палубы, опуская вертикально в воду. Специальные рычаги после каждого гребка поворачивали их ребром вперед, далее весло выдвигалась против хода корабля, разворачивалось, и выполняло следующий гребок.

К названному времени в корейском военно-морском флоте появились корабли, по совершенству превосходящие «черепаху». Это были пханоксоны. Эти суда также отличались некоем подобием брони, поскольку делались только из твердых пород дерева, которому, при хорошей толщине борта, не могли нанести существенного урона огнестрельные орудия того времени. Способность к хорошему маневрированию обеспечивалась тем, что эти корабли были плоскодонными. Палуба, где находились гребцы, была защищена толстым деревянным настилом, то есть, верхней палубой, на которой находились воины. Их защищали высокие, прочные борта. Экипаж состоял из 120 – 130 человек. Артиллерия корабля могла обстреливать врага не только горящими стрелами, мощными дротиками, картечью, но и ядрами.

Сражение у острова Чиндо. Двенадцать корейских кораблей против двухсот японских

Превосходство корейских кораблей в наибольшей степени проявилось в октябре 1579 года, когда все лишь 12 пханоксонов встретились с японским флотом, в составе которого было  (по корейским источникам) 133 корабля, (по японским источникам) – 200, включая транспортные суда. Встреча противников произошла в проливе между Корейским полуостровом и островом Чиндо.

Адмирал Ли Сунсина, пользуясь тем, что его корабли имели маленькую осадку, поставил их на якорь в том месте, где глубина не превышала 2-х метров, лишив таким образов японцев возможности подойти к своей эскадре для абордажного боя.

Флагманский корабль адмирала выше вперед один и в течение нескольких часов огнем своих пушек не давал возможности японскому флоту продвинуться вперед. Взять флагман на абордаж японцы не могли из-за сильного течения в проливе, которое проносило из суда мимо расстреливавшего их в упор корейского флагмана на скоростью 20 километров в час.

Ли Сунсин

Адмирал Ли Сунсин, разгромивший японский флот у острова Чиндо

Примеру флагманского корабля последовали остальные корейские корабли. Почему они не вступали в сражение раньше? Вероятно, экипажи просто сдерживала боязнь, ведь противник происходил их по количеству судов более чем в 10 раз.

Вступление в сражение остальных 11-и корейских кораблей стало началом разгрома японской эскадры. Теперь японцев в упор расстреливал не только флагман. Огонь вели все 12 пханоксонов. Конечно, противник оборонялся яростно, но в бой весь японский флот вступить не мог, поскольку это не позволяла сделать незначительная ширина фарватера в проливе, а тут еще на помощь корейцам пришел прилив. Из-за него течение сменило свое направление. Японские корабли понесло все усиливающимся течением в южную часть пролива, где они сталкивались с другими кораблями своей эскадры.

Видя, что творится с вражеским флотом, Ли Сунсин приказал рубить якорные канаты. Корейские корабли двинулись вперед, ворвавшись в порядки врага, они из всех пушек вели интенсивный обстрел противника, таранили его корабли, имевшие борт намного ниже, чем у пханоксонов. После такого «последнего аккорда» остатки японского флота обратились в паническое бегство.

comments powered by HyperComments