586-й истребительный авиационный полк (586иап)

586-й истребительный авиационный полк (586иап) — женский истребительный авиационный полк в составе войск ПВО ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Боевой путь:
Октябрь 1941 года — 10 апреля 1942 года. Полк был сформирован по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. К 9 декабря 1941 года двадцать пять пилотов, назначенных в 586иап, сдали все экзамены по новейшей материальной части на одноместном фронтовом истребителе Як-1. Лётчица Прохорова, Евгения Филипповна с декабря 1941-го по март 1942 года исполняла обязанности командира 586иап. По штатно-должностному списку командир 586иап Тамара Казаринова прибыла в полк только 23 февраля 1942 года.

23 февраля 1942 года — первое дежурство на обороне железнодорожного моста через Волгу в Саратове, патрулирование над важными военными объектами. Раскова М. М. привезла приказ о присвоении званий.

10 апреля — 14 мая 1942. Промежуточный аэродром Разбойщина (ныне п. Жасминка).

14 мая 1942 — февраль 1943. Приказом фронта полк остаётся на обороне Саратова, аэродром Анисовка, подчинение 144иад ПВО.

10 сентября 1942 восемь экипажей первой эскадрильи под командованием Раисы Беляевой убыли под Сталинград.

24 сентября 1942 лейтенант Валерия Хомякова в ночном бою над Саратовом сбила немецкий бомбардировщик. Это была первая победа женского авиаполка и первый случай ночного воздушного боя лётчицы.

9 октября 1942 заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант Громадин отстранил от должности командира полка Т. А. Казаринову.

Временно исполняли обязанности командира 586иап Сергей Савенков, Виталий Беляков. Последние два с половиной года войны и после ВОВ (с 22.10.1942 по 18.06.1945) командиром полка был Александр Васильевич Гриднев. С ним полк и перебазировался в Воронеж.

Февраль — сентябрь 1943. С аэродрома Придача (Воронеж) полк выполнял особо важные задания Ставки Верховного Главнокомандования. Произведено 934 самолёто-вылета, сбито семь «Юнкерс-88» и три «Фокке-Вульф-190». Полк обеспечивал безопасность переброски наземных войск Степного фронта.

Сентябрь — ноябрь 1943. Эскадрильи полка вели боевую работу с аэродромов: Касторное, Солнцево, Щигры, Курск — Восточный. Лётчики участвовали в ожесточённых воздушных сражениях во время великой битвы на Курской дуге. Произведён 261 вылет, охраняемые объекты от налётов противника не пострадали.

Ноябрь 1943 — март 1944. Базируясь на киевском аэродроме Жуляны, полк ведёт напряжённую работу по охране переправы через р. Днепр. Лётчики, сменяя друг друга в воздухе, не оставляют ни на секунду охраняемые объекты, ведут непрерывную работу по перехвату разведчиков противника, штурмуют наземные войска окружённых частей Корсунь-Шевченковской группировки врага. Произведено 279 вылетов, уничтожено шесть самолётов противника.

Март — сентябрь 1944. С аэродрома Скоморохи (Житомир) полк прикрывал движение воинских эшелонов на железнодорожных участках: Житомир — Фастов, Житомир — Коростень, Житомир — Новгород — Волынский, Житомир — Горбаши, Житомир — Бердичев-2. Произведено 611 вылетов, семь воздушных боёв днём и восемь — ночью. Сбито два «Юнкерс-88» и один «Хейнкель-177».

Сентябрь 1944 — февраль 1945. С аэродромов Котовск и Бельцы полк нёс охрану промышленных городов, железнодорожных узлов: Обходное, Слободка, Петелюхи, Гура-Каменка; мостов и переправ через р. Прут в районе Броништа и через р. Днестр в районе Каменка, Рыбница; шоссейных коммуникаций войск 2-го Украинского фронта.

Февраль — июль 1945. В боях за освобождение Венгрии с аэродромов Дебрецен и Цинкота (Будапешт) полк оборонял от авиации противника железнодорожные узлы: Дебрецен — Ньиредьхаза, Дебрецен — Орадеа Маре, Дебрецен — Валя-луй-Михай. Охранял военно-промышленные объекты Будапешта, переправу через р. Дунай на участках: Будапешт — Бер, Будапешт — Эстергом, Н.Замки, Будапешт — Кишбер, Будапешт — Шахты, Будапешт — Хатван.

20 июля 1945 демобилизован рядовой и сержантский состав полка (аэродром Цинкота, Будапешт). Офицерский состав перебазировался в Вену, затем (сентябрь 1945) — в Яссы, Румыния.

В ноябре 1945 демобилизовали и офицеров-женщин. Командир полка А. В. Гриднев переведён в Киев, в 39-й гвардейский истребительный авиаполк. С ним перешли многие мужчины-лётчики и технический состав переставшего существовать 586-го истребительного авиаполка.

Всего лётчики полка произвели 4419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника.

Герои Советского Союза и Российской Федерации
05.05.05.1990 младшему лейтенанту Литвяк Лидии Владимировне года было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно, медаль № 11616 была передана родственникам героини).
Герой Российской Федерации 01.10.1993 старшему лейтенанту Будановой Екатерине Васильевне присвоено звание Герой России (посмертно).

comments powered by HyperComments