10 ноября (29 октября) 1888 г. родился Андрей Николаевич Туполев — выдающийся русский авиаконструкто…

10 ноября (29 октября) 1888 г. родился Андрей Николаевич Туполев — выдающийся русский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, Герой Труда, трижды Герой Социалистического Труда. Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Туполев воспитал целую плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших впоследствии самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин.
В 1908 г. поступил в Императорское Московское техническое училище, где серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 г. стал членом воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет в 1910 г. В 1916-1918 гг. Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. В 1918-1936 гг. являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. В 1937 г. А. Н. Туполев был арестован и приговорён к 15 годам ИТЛ по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 г. от дальнейшего отбытия наказания был освобождён, полностью реабилитирован в 1955 г.
В 1925 г. Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 г. был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 г. была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 г. под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 г. появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький» — самый большой самолёт в мире. Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило реактивный бомбардировщик Ту-16 и первый отечественный реактивный гражданский самолёт Ту-104. В 1957 г. был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

comments powered by HyperComments